Елбасы, спаси и помилуй

Мы не знаем, чем кончится процесс в Актау. Возможно, елбасы таки приедет и наведет порядок, и счастливый народ навсегда запомнит этот великий праздник чудесного вмешательства

Подсудимые на суде по Жанаозену рассказывают о пытках во время следствия: как их душили пакетами, насиловали арматурой, подвешивали за волосы, били до крови, угрожали, что расправятся с детьми и родственниками. ГУЛАГовские методы допроса и ведения следствия никуда не исчезли, признание вины под пытками — по-прежнему «царица доказательств».

.

Такое следствие мы видим во всей постсоветской Центральной Азии, да и в России. ГУЛАГ не просто не стал историческим прошлым — он до сих пор серьезная и грозная часть общественной жизни. Мы знаем, что происходит в тюрьмах Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, России, — и пытки в Казахстане заставляют содрогаться, но не удивляться, к сожалению. Произвол, пытки, заказ, освобождение как результат взяток или подковерной торговли — на всей территории бывшего архипелага.

Но судебное рассмотрение дела в Актау все же удивляет — потому что выпадает из судебного постсоветского единообразия. В Кыргызстане — якобы самой демократической стране в регионе,  на судах по июньской резне подсудимым-узбекам не дают говорить, родственники потерпевших выкрикивают из зала оскорбления, адвокатов, заявляющих о пытках во время следствия, избивают. Говорить о справедливом суде в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане вообще невозможно, в России «обращайтесь в суд» звучит как издевательство.

И вдруг в Актау, на процессе по Жанаозену, показания подсудимых слушаются «в гробовой тишине», и, как свидетельствуют журналисты, в это время «плачут даже прокуроры». Это открытый процесс. Да, нельзя записывать на диктофон. Да, заседание идет на казахском языке. Но есть ручки и блокноты - и информация просачивается в общество. И вот Human Rights Watch уже сообщает, что судья передал в жанаозенскую прокуратуру заявления о пытках, и ждет ответа в течение десяти дней. Все вдруг пошло не по лекалу.

Это не значит, что в Казахстане вдруг наступила эра правосудия — одновременно с судом по Жанаозену в Атырау прошел процесс, на котором к срокам от 5 до 15 лет были приговорены 47 человек (за терроризм). Нет никаких оснований полагать, что подследственных не пытали, чтобы те признались в массовом терроризме, - но им даже некому об этом заявить, процесс был закрыт.

В Казахстане нарастает протестное движение — 28 апреля ждут очередного митинга несогласных, прокуратура усиленно готовится, предупреждая оппозиционеров о превентивном аресте (поводом может стать что угодно — вплоть до пресловутой «жвачки», за которую президент велел сажать на трое суток). В Казахстане нет опыта цивилизованного сосуществования с оппозицией —  в стране вечно живого ГУЛАГа ему неоткуда взяться. Но и оппоненты власти по той же гулаговской логике полагают, что самый эффективный способ противостояния и борьбы — это обращение к великому Елбасы, который «не знает», ему «не докладывают», но он справедлив, добр и, в общем, неплохой мужик, который имеет возможность вмешаться в любые процессы и сотворить царскую милость. Мы все читали письма зэков великому Сталину с просьбой о справедливости и с жалобами на садистов-тюремщиков…

Несчастная Роза Тулетаева на суде стала просить прощения у Назарбаева за то, что во время забастовки нефтяников она написала смс: «Если президенту нет до нас дела, зачем мы его выбирали?». «Я не шла против государства», — сказала Роза. Спросим: а что в этой смс оскорбительного для президента, у которого есть какие-никакие обязательства перед народом?

К Назарбаеву обращаются члены независимой общественной комиссии по расследованию событий в Жанаозене — и требуют прекратить суд, отправив дело на дополнительное расследование. Снова спросим: а что, остановить областной суд входит в полномочия президента?

ГУЛАГ не может быть побежден, если действовать в его же логике, — хотя, конечно, эта логика привычней всем: и власти, и оппозиции, и народу. ГУЛАГ будет вечной тенью государства и его оборотной стороной, пока все признают его логику единственно действенной. Мол, такова наша реальность — только елбасы может помочь.

Мы не знаем, чем кончится процесс в Актау. Возможно, елбасы таки приедет и наведет порядок, и счастливый народ навсегда запомнит этот великий праздник чудесного вмешательства. И это, конечно, будет хорошо.

Но еще лучше будет, если вдруг судья в Актау решит поступить по закону — просто по закону, который не признает доказательств, добытых под пыткой, который требует состязательности процесса, рассмотрения доводов защиты и прочего… И этот день, когда рядовой судья в рядовом областном суде Казахстана решил бы поступить по закону, — можно было бы считать настоящим днем независимости республики.