Аким ты был, таким ты и остался
- Подробности
- 427
- 13.11.2024
- Амиржан КОСАНОВ, член Общественной палаты Мажилиса РК, специально для «Новой—Казахстан»
Для полномасштабного и реального местного самоуправления необходима департизация избиркомов, чтобы избавиться от засилья в них представителей правящей партии
Недавно был в одном из районов встретил молодого парня, разговорились. Образованный, с опытом работы в бизнесе (есть небольшой цех по обработке кожи и шерсти, магазины), побывал на госслужбе (работал клерком в районном акимате), коммуникабельный, хороший оратор. Сказал, что к его словам, несмотря на его молодость, земляки прислушиваются.
И я задал ему вполне логичный вопрос: «Ты же достаточно подготовленный человек, у тебя — авторитет среди земляков, почему не выдвигаешься в акимы своего родного села или района?».
Он ответил, что хотел бы служить родному краю, отец когда-то был секретарем райкома партии, мог продолжить его дело, но есть три момента: « Во-первых, на эту должность все равно пройдет ставленник правящей партии, а я не хочу быть в ее радах, слишком уж она замазана. А в избиркомах сплошь и рядом подневольные бюджетники – чужие там не ходят. Во-вторых, если меня изберут, то какие полномочия и бюджет у сельского или районного акима? Все зависит от вышестоящего акима области. В-третьих, я знаю многих акимов, там без коррупции и распила бюджета не выжить, все равно заставят этим заниматься.»
Это достаточно точный диагноз местного самоуправления и выборности акимов в нашей стране. Именно об этом я говорил на очередном заседании Общественной палаты Мажилиса Республики Казахстан, который состоялся на днях.
Замминистра нацэкономики Бауыржан Омарбеков в своем докладе отметил, что «одной из основных реформ прошлого года является проведение в пилотном режиме выборов акимов 42 районов и 3 городов областного значения (5 ноября 2023 года). Продолжаются выборы акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. Всего было избрано 93 процентов сельских акимов (2176 акима сел). При этом еще будут избраны 169 сельских акимов. С 2025 года все акимы районов и городов областного значения будут только избираться. За период с июля 2021 года по сентябрь 2024 года в 2176 сельских округах избраны 2 480 акимов (в некоторых повторно)».
То есть, выборы акимов, о которых столько лет говорили демократы, начали воплощаться в жизнь. Теперь дело за малым: чтобы они стали по-настоящему конкурентными.
В обществе много разговоров, о том, что акимы районов и сел не полномочны, ибо не могут распоряжаться «собственным» бюджетом.
Приведу данные из доклада замминистра: (и хочу, чтобы об этом знали аульчане, которые любят критиковать своего сельского акима за недостаточность средств): «На сегодня доходы IV уровня бюджета формируются из 8 видов налоговых поступлений, различных плат, штрафов и трансфертов из районного бюджета (ИПН от ФЛ; налог на имущество ФЛ; земельный налог с ФЛ и ЮЛ; налог на транспортные средства с ФЛ и ЮЛ; плата за размещение наружной (визуальной) рекламы; ЕЗН (единый земельный налог); плата за пользование земельными участками; поступления от продажи земельных участков; плата за продажу права аренды земельных участков).»
Унитарное устройство государства, как в Казахстане, предполагает достаточно жесткую властную вертикаль, поэтому подотчетность (читай: подбюджетность) нижестоящего руководителя вышестоящему должна быть, но достаточны ли в такой конструкции бюджетные полномочия и возможности сельского акима для решения, то и дело возникающих, проблем на вверенной ему территории? Думаю, что в ходе обсуждения соответствующего законопроекта в обществе (надеюсь, он будет опубликован в СМИ) и в стенах Парламента этот бюджетный консенсус будет найден.
Что касается расширения полномочий сельских акимов, то министерство нацэкономики ограничило их такими рамками: «предоставление возможности сельскому акиму нанимать работников в рамках трудового договора согласно сдельной системе оплаты труда гражданских служащих (механизатор, сварщик, сантехник, электрик, кровельщик, юрист, бухгалтер и др.); предоставление права приобретения специальной техники, сельхозмашин, в том числе, для оказания услуг жителям; расширение полномочий сельского акима и его аппарата по мониторингу уличной торговли, организации работы по внешнему оформлению общественных мест, мониторингу за эксплуатацией оборудования для детских игровых площадок, оказанию услуг на платной основе и др; создание резерва расходов для непредвиденных ситуаций в размере до 10 процентов от общего бюджета сельского округа (ремонт дамб и т.д.). Эти новеллы будут дополнительно проработаны с депутатами Мажилиса Парламента и реализованы в рамках совместной законотворческой деятельности».
Уверен, что для полномасштабного и реального местного самоуправления необходимо коренным образом пересмотреть формирование территориальных избирательных комиссий. Нужна департизация избиркомов, чтобы избавиться от засилья в них представителей правящей партии. Независимые наблюдатели должны иметь право контролировать процесс голосования: от начала выборов до подписания протоколов. Тогда и появится у граждан доверие к самому процессу выборов, тогда и возникнет в рядах акимов новое поколение эффективных, пользующиеся уважением сограждан, лидеров Нового Казахстана.
Достаточно примечательны были цифры, приведенные в докладе члена Общественной палаты Мажилиса, известного политолога, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева. Он изучил как вовлечено население в местное самоуправление. По его данным, «большинство жителей указанных населенных пунктов в сходах не участвуют (55,4 процентов), в значительной степени это неучастие связано с отсутствием у местных жителей информации о проведении сходов (61,6 процентов).»
Предполагаю, что такого рода пассивность и апатия среди граждан связана также с неверием в результативность таких сходов: мол, соберемся, примем какое-то решение, а наверху все равно сделают по-своему. Не секрет, что те же акимы районов, городов и областей на свои встречи с населением приглашают удобных им людей, квакеров, чтобы поменьше было там потенциальных критиков. И пока будет процветать такая пагубная практика, ни о какой реальной, живой связи между народом и властью не может быть и речи.
Кроме того, в докладе Андрей Чеботарев отметил, что «проведение схода допускается при получении положительного решения акима соответствующего района или города областного значения». О каком свободном волеизъявлении можно говорить, если вопрос быть или не быть сходу граждан решается таким бюрократическим образом?!
Как всем известно, в регионах страны действуют общественные советы при акиматах. На заседании Общественной палаты поднимался вопрос: нужны ли эти советы на местах, не дублируют ли они функции маслихатов?
Мое мнение: пока маслихаты не репрезентативны и не представляют всю палитру мнений в регионе, пока там нет граждан, которые имеют отличное от власти, альтернативное мнение, такие советы нужны. Уверен, что, когда маслихаты станут действительно народными, обретут реальную власть на местах, необходимость в таких советах само по себе отпадет.