Не судите, да не судимы будете...
- Подробности
- 7082
- 03.05.2012
- Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор «Новой» — Казахстан»
Кто и почему травит Героя Советского Союза и Халык Кахарманы Тохтара Аубакирова
«Это маленькая непридуманная история Большой Трагедии Большого Человека в одной маленькой партии». Декаданс – партийных нравов
«Золотого человека легче продать». Славомир Врублевский
«Правота не заключается в громком крике». Китайская пословица
...Скит отличен от монастыря тем, что проживающие тут монахи принимают дополнительные обеты. Строгий пост, истовая молитва, затворничество: для посещения мирянами такое отшельническое убежище закрыто. И вот в одном скиту братия как-то раз уличила одного монаха во грехе. Неподалеку от скита жил старец, за ним и отправили гонца, дабы старец рассудил всё по чести. Старик долго не хотел идти. За ним послали опять: «Иди, тебя ожидает собрание». Старец наполнил прохудившуюся корзину песком, заложил руки с этим странным грузом за спину и отправился в скит. Удивлённые таким появлением встречающие вопрошали и получили ответ: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришёл судить чужие грехи». Монахи, услышав это, ничего не стали говорить в осуждение своему согрешившему брату и простили его...
.Такими назидательными сказаниями история христианства удобрена более чем обильно. Они объясняют мирянам цитату из Нового Завета (От Луки, Гл. 6, 36-37): «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». Но снова и снова вынуждены священнослужители толковать божественные заповеди обывателям, опять и опять подбирая всё более актуальные и доходчивые примеры...
Вот скажите мне, кем останется Станислав Говорухин в памяти миллионов своих русскоязычных зрителей: создателем киношедевров «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Благословите женщину»? Или сетевые «грозные» хомячки перепишут его биографию с акцентом на представительскую функцию в избирательных штабах то Зюганова, то Путина?..
Кто для россиян Александр Лебедь: герой войны, харизматичный, честный народный генерал, возвративший матерям домой тысячи живых сыновей и из Приднестровья, и из Чечни? Или же «марионетка» в ловких пальцах Бориса Березовского?..
Кто для всех матерей и отцов Чулпан Хаматова? Искренняя и тонкочувствующая хрупкая женщина, взвалившая на свои плечи неподъёмный груз ответственности за всё наше равнодушие и чёрствость к умирающим детям? Или же «вполне себе за дело», «по-СОБЧАчьи» публично униженная имиджмейкерша ВВП?..
Что всплывает в памяти у рядового казахстанца при упоминании имени Марата Бисенгалиева? Беззаветный взлёт его души на кончике смычка, прославивший Казахстан по всем культурным столицам планеты от края до края? Или же неожиданно аполитичное заявление по Жанаозену после весьма острых автор-ских колонок маэстро в глянце «Esquire»?..
Для здравомыслящих людей Говорухин и был, и останется талантливым кинорежиссёром. Александр Лебедь – настоящим народным генералом. Чулпан Хаматова – эквивалентом любви и сострадания. Марат Бисенгалиев – виртуозом наших душ.
И я бы подписался под каждым словом сенатора Гани Касымова, что заявил: «Где бы и с кем бы ни был Тохтар, для меня, как и для всех здравомыслящих людей, он всегда будет Гулливером среди лилипутов… карликов, пигмеев – называйте как хотите!»
Очевидно, что в Тохтаре Аубакирове боролись два природных начала, два титанических, божественных первочувства – отца для своего сына и сыновний долг по отношению к своему народу.
Но, глядя на лица некоторых оппозиционеров, зная, что за некоторыми из них – шлейф «компромиссов» и пацифистско-страусиного соглашательства, включая регулярные консультации, сверки часов и кулуарные торги с властью, мне, как и миллионам казахстанцев, не хотелось бы, чтобы Тохтар приносил в жертву себя и членов своей семьи в угоду псевдопартийным интересам, занимающим мизерный сегмент в политической палитре. Если бы другие оппозиционеры были святыми, как все 12 апостолов вместе взятые, тогда вопрос и впрямь стоял бы в том нелицеприятном этическом ракурсе. Ведь все мы давно знаем, что некоторые во власти, впрочем, как и в оппозиции, впрочем, как и многие из нас, впрочем, как и все мы, – говорят одно, думают другое, делают третье. Время сделало нас всех иезуитами. Пендешілік (слабости людские)!.. Но и власть по обыкновению и ранее запущенным программам в который раз сыграла не по правилам. Осуждать за это Тохтара Аубакирова не делает чести мало-мальски порядочному человеку.
Где бы ни были наши записные правдоискатели, в какой бы иконе ни позиционировали себя, что бы они проникновенно ни говорили, с революционным пафосом или без, Жармахан Туякбай останется в сознании масс Генеральным прокурором. Амиржан Косанов – публицистом. Ермурат Бапи – рупором не оппозиционной, но народной правды. Гульжан Ергалиева – трендовым, на грани дозволенного журналистом. Булат Абилов – успешным бизнесменом. Толеген Жукеев – бескомпромиссным и последовательным политиком. Балташ Турсумбаев – умудрённым житейским опытом общественным деятелем.
Так и Тохтар Аубакиров в восприятии казахского народа, политической и военной элиты постсоветского пространства и особенно России, для международной авиационной и космической отрасли был, есть и будет – Героем, сыном своего Народа и Времени, занимая своё персональное место в реестре достижений истории человечества! Без натяжек и оговорок!
А вы взлететь тогда смогли бы // И с палубы сорваться ввысь?!.
...Последний космонавт СССР и первый космонавт-казах, он свой путь к Звезде и звёздам открывал на угрожающе раскачивающейся палубе тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси». Один за другим в пучину Чёрного моря обрушивались дорогостоящие МиГ-29: так и не сумев взлететь, их лётчики-испытатели катапультировались прочь – по приказу командира и в строгом соответствии с инструкцией. Незаконченное тестирование боевой машины не позволяло инженерам ОКБ им. Микояна выявить причину вибрации при взлёте с палубы уникального авианосца (кстати, и сегодня этот грозный корабль – единственный авианесущий крейсер 1-го ранга ВМФ России, – на боевом дежурстве: теперь он ходит под именем адмирала Кузнецова).
И вот плексигласовый колпак на кабине очередного «двадцать девятого» – скрывает профиль Тохтара Аубакирова, 40-летнего лётчика-испытателя. Снова попытка взлёта, и снова... казалось бы... неудачный взлёт... в шлемофоне звучит команда на катапультирование... мгновения превращаются в вечность... но кресло Тохтара вертикально вверх так и не отстреливается.
Заклинило? Отказало? Нет, палец лётчика так и не коснулся кнопки катапультирования: он вытягивает штурвал на себя, он вслушивается в рёв двигателей и вибрирующие толчки палубы снизу. И вот приходит верное решение: испытатель, словно кожей вросший в свой «миг», легко отрывается от палубы и взмывает в небо! Триумф железного характера!.. И продолжение созидательного, скрытого от глаз труда сотен тысяч гениальных токарей, слесарей, инженеров, конструкторов, чьё творение «МиГ-29» получило после этого путёвку в жизнь вместо списания в хлам.
Затем в биографии нашего будущего Халық Қаһарманы был беспосадочный перелёт в район Северного полюса и отдель-ные геройские достижения: две беспрецедентные дозаправки истребителя в воздухе в экстремальных условиях, приближенных к боевым...
Эти победы Михаил Горбачёв отказывался признавать: «микояновское» представление Тохтара Аубакирова к награждению высшей наградой СССР – званием Героя Советского Союза – раз за разом с нескрываемым раздражением засовывали под сукно. Не имел морального права получить Звезду Героя казах ни в 1986-м, ни в 1987-м – ибо события на алма-атинской площади им. Л. И. Брежнева первыми на советском пространстве показали слабость и преступность правящих партийных бонз. В 1988 году первого руководителя конструкторского бюро вновь спросили, кто достоин награды, ответ был категоричен: «Или Аубакиров – или никто!» Так награда дождалась своего достойного Героя...
К слову сказать, советский лауреат Нобелевской премии (в отличие от Моисея и Сусанина) завёл свой народ, свою Отчизну в дикие дебри рынка именно под псевдолозунгами либерализма. Если внимательно всмотреться в некоторые лица казахстанских чиновников, – правда, не таких искусных ораторов, – то подобие маски Гиппократа, этот узнаваемый лик проступает и у них. На контрасте с обнищанием народа их обволакивающие мантры о рынке, о спасении БТА, о ФИРах и 0,6%-ной инфляции, подобно «сказкам Шахерезады», легко конвертируются в офшорах.
Позволю себе привести высказывание известного экономиста Каната Берентаева: «Вспомните все программы, которые он (Кайрат Келимбетов, нынешний заместитель премьер-министра РК. – Авт.) курировал: административные реформы, «30 корпоративных лидеров», кластерная модель экономики – ни одна из них полностью не реализована. Кстати, когда появились прорывные проекты, все забыли о стратегии индустриального развития. Затем возникли кластеры, и в забвение ушли прорывные проекты типа «30 корпоративных лидеров». Через несколько лет правительством была разработана ПФИИР, похоронившая все предыдущие программы. И кстати, во все эти программы включаются одни и те же проекты. Как только проект переходит в стадию вероятного завершения, он тут же автоматически переносится в новую программу».
Право на выбор
...С риском для жизни, став героем в условиях острой конкуренции и пресловутой «пятой графы» в соседней (теперь уже), по праву – мировой супердержаве, Тохтар Аубакиров заслужил индульгенцию у казахского народа на многие поколения вперёд от вполне земных, неконцептуальных ошибок. От спровоцированных ошибок, заквашенных на амбициях, честолюбии, интриганстве, порой ложной патриотичности других людей.
Сегодня хочется спросить и то немногочисленное сообщество анонимных квакеров во всемирной паутине, что, прячась под аватарками, зомбированно топчут и травят Тохтара Аубакирова, и тех истеричных авторов, что с открытым забралом ставят свои подписи под гневными обличениями в адрес космонавта, – всех их хочется огорошить несложным вопросом. Чем сами «аффторы» известны широкому кругу людей, кроме как аморальной способностью бить ниже пояса, низменным животным оскалом, скунсовыми ароматическими железами и продуктами человеческой жизнедеятельности? К Тохтару эти анонимные и прочие гадости не пристанут. «Көзінше мақтама, сыртынан даттама», деп қазақтар айтқанда. («Не возноси в лицо, не унижай за глаза».)
И если для многих политиков, госслужащих и оппозиционеров священные, полные сакрального смысла слова, как «Родина», «Народ», «История», «Память», «Справедливость», «Совесть», – лишь орудия производства, средства достижения цели, красивая оболочка, дымовая завеса, призванная прикрыть скудость и убогость души, а также вполне земные, завуалированные корыстные цели, – то для военного человека, Героя, прямолинейного и прямодушного, неспособного кривить душой, эти затёртые краснобаями до дыр дефиниции свою полноценность, осмысленность не потеряли, не стали лозунгами для одурманивания внимающих на площадях. Эти понятия определяют смысл его жизни и вектор его существования среди своих единокровников. Это его образ жизни, матрица.
И для таких людей, как Тохтар Аубакиров, в отличие от многих его недружественных оппонентов, сакраментальная фраза «умереть за Родину» – не пустой звук. И как военный человек с бескомпромиссным сердцем солдата, будучи когда-то давно ещё у себя на родине многим даже и не известным, он не раз доказывал свою готовность к самопожертвованию во имя высоких идеалов, диагностируя с 99%-ным риском для жизни военную технику монстров XXІ века. По совокупности рисков для жизни он по крайней мере – четырежды герой этой выживающей планеты...
A la guerre, comme a la guerre
Создаётся впечатление, что человека, сформировавшегося на патриотических дефинициях, изначально далёкого от политтехнологической столовой, обильно сдобренной пропагандистскими лозунгами, расчётом, меркантильностью, внутрипартийными дрязгами и интригами и межпартийной борьбой, социальной привлекательностью слоганов, – просто подставили. Сначала подставила власть, потом – коллеги. В назидание политической палитре и те и другие сейчас стараются максимально выжать публичный, пропагандистско-показательный успех.
A la guerre, comme a la guerre (на войне, как на войне): к власти трудно в этом смысле придраться, – в отличие от вчерашних коллег Тохтара, с кем рука об руку он планировал строить справедливое общество.
Власть, поставив общественного деятеля, достойного сына своего народа, очевидно, в невыносимо отчаянное положение, собственно и рассчитывает, что отдельные вожди пролетариата, живущие в своём цветном и сытом мирке, будут радикально и одномерно оценивать вынужденные шаги своего коллеги как чёрно-белые. Досконально зная моральный облик отдельных представителей оппозиции, изучив «изумительные» качества человеческой психологии и их мотивы, предвосхищая степень и глубину их возможного нравственного падения, власть кощунственно рассчитывает, что Тохтара Аубакирова начнут шельмовать, распинать, третировать, оскорблять, давясь в злобе собственной пеной.
И каждый раз, когда очередной зевака этого политического ристалища, не удержавшись, улыбается сально и со смаком швыряет камень в адрес героя, попавшего в очень непростую, непреодолимую жизненную ситуацию, – в эти мгновения кто-то в Астане ехидно и самодовольно улыбается, потирая руки от глубокого удовлетворения: прямо оппозиционный «Дом-2». Но не доставляйте же кукловодам такого удовольствия, сдерживайте своё непродуманное негодование, не торопитесь осуждать, клеймить и пригвождать, – для этого наверняка ещё будет достойный социальный и политический повод! В конце концов, общество вправе предположить: тот, кто в низменном животном угаре огульно и походя навешивает ярлыки, испытывая некрофильное удовольствие, – может, и сам выполняет заказ Акорды?!. Люди, вглядитесь в эти псевдореволюционные лица!..
Истории публичного поношения спасителя уже не одна тысяча лет. На входе в Иерусалим, помнится, народ иудейский (с нашим Сергеем Кулагиным вкупе, как недавно выяснилось) встречал Иисуса ликованием, переходящим в эйфорию и экстаз. И эти же люди закричали палачам Сына Божьего «распни его!» – едва лишь сменилась политическая конъюнктура и его заклеймили приговором фарисейским. (Кстати, где гарантия, что и нынешний сенатор не последует примеру запечатлённых на фреске сотоварищей и не распнёт завтра нашего президента?)
Читатель наверняка помнит этот библейский сюжет, как и обращение истекающего кровью на кресте Спасителя к Отцу Своему: «Прости им, ибо не ведают они, что творят!..»
Ведают ли ветераны и ньюсмейкеры оппозиции, что поношением Героя они ставят крест на завтрашнем дне своей партии? Что привлекательность идей и бренда оппозиции стремительно катится даже не в нуль, а в минус бесконечность именно в эти дни, когда и сами рядовые члены ОСДП, и колеблющиеся наблюдают за вопиющей несправедливостью в отношении того, кого вчера поднимали квазиреволюционеры на белой кошме. Это что, проекция в масштабах генеральной репетиции возможной грядущей расправы над Елбасы?!. Недопустима такая скоротечная амнезия в отношении своих же! Бьют своих, – но чужие бояться не станут. Презрительно лишь опустят уголки губ книзу и вздохнут, испытывая чувство омерзения и сожаления...
А что ведаем мы, большинство, молчаливо взирающее на попытку человеконенавист-нической публичной экзекуции? Чешский писатель и журналист Юлиус Фучик, убеждённый антифашист, гильотинированный нацистами в берлинской тюрьме Плётцензее, писал: «Не бойтесь врагов – они могут только убить; не бойтесь друзей – они могут только предать; бойтесь людей равнодушных – именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете». И здесь самое время задуматься, а что именно в сегодняшних условиях может поднять притягательность оппонентов режима, придать им не только мобильность, но и высокое доверие масс? Памятуя о том, что политика – вещь весьма нечистая, мы понимаем, что кристально чистых политиков не бывает. Им приходится держать экзамен на профессиональную чистоту, и главное – человеческую!
Для некоторых оппозиционная деятельность стала будничной, рутинной работой – таких единицы. Но тех порядочных людей, тонко чувствующих нравственные отклонения и аномалии власти, сочувствующих и где-то симпатизирующих оппозиции и справедливо, за дело осуждающих власть, – сотни тысяч: они находятся в трансграничном срезе. Профессиональная оппозиционная деятельность – не их стезя. Но и молчать, склеивая себе уста скотчем, ежедневно теряя самоуважение, ежечасно убивая в себе советливого человека, неравнодушного гражданина, – невыносимо тяжело. Видимо, и так в том числе приходят люди в оппозицию – не потому, что их позвали во имя корыстных целей порулить, образуя круговую поруку. И не потому, что на миру и смерть красна. А чтобы совершить свой маленький нравственный подвиг, раздвигая границы добродетельной морали, повышая свою гражданскую самооценку.
Проиграв сражение за одного, можно проиграть войну
Человек вышел из партии. Он – не перерожденец и не ренегат. Поверьте, и мировоззренчески невозможно измениться в эти сроки. Он не потерян для своего народа. И ошибаются те, кто торопится его списывать. Дайте только время. Эволюция взглядов и допустима, и возможна. Диалектика! И огорчение оппозиции по поводу своей полит-технологической потери, идейного фиаско и репутационных издержек вполне понятно. Ведь Тохтар Аубакиров своим авторитетом в обществе и искренней любовью народа безусловно облагородил фасад партии, придал ОСДП «Азат» некую одухотворённость, вполне человеческое лицо, исподволь становясь её символом и брендом.
Самому же руководству партии для начала необходимо разобраться у себя внутри: ведь не на пустом месте возникшие разговоры о некоем разладе давно муссируются в обществе. Публичные манифесты Жармахана Туякбая, декларирование фундаментально новых партийных подходов, серия встреч за круглым столом и излучаемый в гордом одиночестве оптимизм подтверждают и это, и вновь открывшиеся финансовые возможности. Сдаётся мне, что он хочет выстроить оппозиционное поле по кальке верховной власти во главе со старшежузовцем, толкая тем самым партию и её членов на путь изоляционизма. Видимо, поддержку и деньги дают только под такую политико-оппозиционную конфигурацию, что стыдливо позволяет отвести взгляд правоохранительных органов. Печально, если так...
Если оппозиционеры без глубоких раздумий, чуть ли не опережая власть, стали третировать своего коллегу, чьим авторитетом ещё вчера пытались (и небезуспешно!) придать дополнительный импульс хиреющему полумёртвому партийному движению, то, по всей видимости, и сам простой народ в их целеполаганиях стоит где-то на последнем и к тому же вербальном месте. Такая переменчивость в настроении вызывает в памяти целый ассоциативный (но далеко не полный) ряд объединённых присущими им подлостью и вероломством исторических антигероев: Брут, Иуда, Сальери, Дантес, поп Гапон, Бакиев...
Время разбрасывать камни?
Оскорбляя прославленного героя, видимо, кто-то хочет подняться до его поистине народного монументального авторитета, осознавая по Фрейду собственную никчемность и ничтожность.
Ведь только в дикой (!) природе волки сворачивают погоню и с остервенением, с безумными, налитыми кровью глазами рвут в клочья собрата, – если вдруг случится, что его подранит преследуемая стаей жертва.
Если кто-то уже исподтишка замахнулся очередным булыжником, упиваясь организованным, нездоровым психозом отдельных преследующих в этом дурмане кликушества и распинания свои конъюнктурные цели, реализуя властный заказ, – то взгляните сами на себя беспристрастно. Киньте камень в Тохтара те, кто сам без греха!
Воистину Понтий Пилат, с чьего молчаливого согласия распяли Христа, был намного праведнее интриганов-фарисеев. Ведь римский прокуратор оказался бесконечно далёк от понимания зарождающихся раннехристианских ценностей и тонкостей светско-церковных, витиеватых, не очевидных на тот период божественных откровений, постулатов и догматов. В распятии Христа, в этом мировоззренческом, галактическом взрыве земного сознания, Понтий Пилат был куда благородней вероломных соратников и единокровников Иисуса, вчера ещё прославлявших Сына Божьего: верный пёс Рима и истовый служака, чужак на Земле Обетованной, прокуратор просто умыл руки и вышел из ситуации, оставив иудеям возможность казнить и миловать, распинать и превозносить.
В новейшей же истории Казахстана и власть, и оппозиция, забыв, что Тохтар Аубакиров – просто человек, развернули свои полномасштабные пиар-кампании, загодя зарабатывая политические дивиденды, лихо окучивая электоральное поле под будущие выборные процессы.
У Тохтара Аубакирова есть право, заслуженное не пустопорожними демагогическими разговорами о социальном и справедливом обществе, в отличие от некоторых, а всей предыдущей драматической жизнью военного человека, ходить с гордо поднятой головой и глядеть прямо в глаза своим соотечественникам. Так оставайтесь таким: открытым и честным, добродушным и прямолинейным, готовым всегда держать ответ за свои дела и поступки. А прятать глаза, стыдливо отворачиваясь, – это удел жалких оппонентов. Пусть будет стыдно тем, кто срежиссировал и реализовал этот непристойный и низкопробный, примитивный сюжет мелкопоместной оперы. И особенно тем, кто по этому поводу поднял вселенский, фарисейский гвалт. История работает на нашего героя, а время – на истину. Казахстанцы по умолчанию всё понимают, по-прежнему любят и поддерживают своего знаменитого соотечественника!
Еще Сенека говорил: в борьбе надо стремиться не сделать другому больно, а победить. Сегодня же в котле псевдопартий видна только мышиная толкотня и взаимные обвинения и разоблачения, что на руку держателям политических акций в государстве. И когда такие личности, как Тохтар Аубакиров, видят всю бесперспективность такой псевдодеятельности, то приходит момент осмысления. Может, он больше принесет пользы, будучи во власти, имея реальные рычаги воздействия на общество? Ведь даже в КПСС во времена тотального подавления инакомыслия находились честные люди, вносившие свежий воздух перемен, защищавшие чистоту всенародного дела. И мы вправе ожидать от Тохтара чистоты и разумных шагов как при «нейтралитете», так и в «партии» власти, ибо он облечён доверием и любовью народа, – а такие дивиденды не произрастают на пустом месте. Главное, чтобы он не ушел в забвение из политики: тогда и появится надежда на подлинный взлёт его в новом качестве.
* * *
P. S. Другие оппоненты власти – вне контекста данного материала.