Cкорбные кюи древнего Устюрта, или Анемия верховной власти
- Подробности
- 4463
- 12.12.2012
- Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор «Новой» — Казахстан»
(Продолжение. Начало – в №48 (391) от 06.12 – 13.12.2012)
«Концы Света Без Конца» – против «Казахского Апокалипсиса»
Как в биографии отдельного человека, так и в истории успешных государств бывают переломные моменты, мгновения истины, вспышки сознания, галактические озарения, некий час Х, напоминающий Судный день...
Так и многовековая история казахской самоидентификации и государственности, и особенно новейшая 20-летняя история, стоит сегодня на пороге серьёзных стрессовых испытаний, когда на кону окажутся не амбиции отдельных, пусть даже и ярких личностей, групп влияния и центров принятия решений, а ни много ни мало – историческая состоятельность притязаний молодого государства. В экономически экстремальных условиях претворённых и продекларированных амбиций, воплощённых и задуманных траекторий успеха... Именно в ближайшие год-два решится вопрос, быть ли нам суверенным государством – или колонией, сырьевым придатком со смутными перспективами в условиях явственно проступающей угрозы стремительного отката в колониальное прошлое. Потому что северный сосед долго нависать и раскачиваться не намерен. У ВВП – свой алгоритм поглощения, своя личностная интеграционная мотивация, свои нюансы пребывания и закрепления на российском престоле. Сценаристы у них сидят не на «Ленфильме» или «Мосфильме», а в ФСБ, ГРУ и иже с ними. Это вам, господа, поверьте, не красочно одетые, потешные солдатики в батальных сценах главного барина всея Руси Никиты Михалкова.
О серьёзном, сквозь призму того, о чём тревожатся, – думают, размышляют, шепчутся, сплетничают и стар и млад, здраво- и не-очень-мыслящие, облечённые огромной властью и лишённые её... О том, чьи апокалипсические последствия не сравнимы ни с чем, не поддаются прогнозу и расчёту. Впрочем, ошибаюсь. Это сравнимо – как для отдельно взятого казахстанца, так и для всего общества в целом.
Говорят, растерянную тень отца Гамлета, «подсевшего на измену», нет-нет можно видеть в коридорах Акорды: присутствие зловещего призрака «Каменного гостя» незримо считывается и с затаившихся лиц (наподобие масок Гиппократа) ближайшего окружения Елбасы, ставших баснословно богатыми, с одной стороны, и заложниками ситуации – неизбежной опасности, предъявляемых к оплате счетов обществом, истинно народно выбранным парламентом и, возможно, следующим календарным президентом – с другой. Речь идёт о возможном эволюционном, не форс-мажорном уходе президента с политической орбиты, с казахского престола – по возрасту ли, по тактическим ли, стратегическим или другим соображениям: в том числе – с использованием сравнительно легитимного института вице-президентства.
Без истерии и преувеличения постназарбаевский период сравним для нас со светопреставлением: а концов света, напомню, только в прошлом году «намечалось», но, разумеется, не состоялось – аж четыре! Вот и в нынешнем, истончающемся календаре-2012 «намечено» было ещё два: 27 мая с ужасом ждал его цивилизованный мир (Апокалипсис высчитал некий «управляющий Царством Божиим» Рональд Уэйнланд из американской «Церкви Бога»). 21-23 декабря оцепеневший мир ждёт конца света уже согласно пророчества древних майя. Так вот, для нас, казахстанцев, эти страхи мирового сообщества – забавные и занятные футурологические игры, искусственно порождающие массовый психоз. А возможный продуманный и (гипотетически) инициированный самим главой государства уход из власти – практически вселенская катастрофа. Здесь – забота не об элите, а о простом казахском народе, который как всегда в переломный момент истории окажется крайним и наиболее пострадавшим. Это с учётом потаённых особенностей восточной ментальности – византийского коварства и беспредельно-кровавой жестокости, не поддающихся логике здравого смысла, выживания, политического сожительства и пацифистского компромисса, способных селевым потоком вылиться на площади, окраины и улицы нашей страны. Таких особенностей, что застывшая зловеще-презрительная улыбка маски Чингисхана на глазах становится смиренной, как у рабов божьих, коленопреклонённо и истово читающих «Отче наш!».
Речь идёт в данном случае не о междоусобных войнах между чиновниками или между различными афиллированными с ними финансово-промышленными группами: об этом можно даже не гадать! Но в этой связи имеются серьёзные опасения, что искры от их разборок попадут на сухой хворост, готовый вспыхнуть: межжузовые обиды, клановость, кумовство, коррупцию, отстутствие социальных лифтов и так далее...
От пребывания президента на престоле зависит мир и спокойствие на наших необъятных просторах. В этом случае антипатии оппонентов власти к Елбасы ввиду возможно грядущего апокалипсиса в масштабах одной, отдельно взятой страны – должны отойти на задний план. Мы все в одной лодке: и глава государства вместе с членами своей семьи, и каждая отдельно взятая казахстанская семья. Но об этом должны помнить не только общество, но и свита – временщики властного Олимпа. Потому что их баснословно дорогие, с прогретыми моторами «суперджеты» могут и не взлететь – от тяжести ли награбленного, от происков ли диспетчеров, от выставленных ли красных флажков...
Апокалипсис отменяется. Все свободны!
Президенту приходится вести нетехнологичную махину необъятной республики в напряжённейший период новых и новых вызовов, а также выпадания из некогда слаженной команды некоторых опорных оркестрантов.
Относительная, но звенящая тишина на просторах Казахстана, отсутствие взрывов и перестрелок, тревожного телетайпа с очередными ЧП с террористическим и религиозным подтекстом — пронзительный и молчаливый ответ на многие вопросы, поставленные первой вылазкой террористов под Актюбинском (Шубарши), обстрелом КНБ в Таразе, бойней в Жанаозене, расстрелом «Арканкергена», самоподрывом на президентской трассе под Алма-Атой. На десятки конспирологических версий – один кадровый ответ. Ответ затянувшийся, – но не озвученный публично властью, который с непомерно тяжёлой, скорбной ношей, затаив утробное дыхание и непрекращающуюся тахикардию, – ждут и будут ждать наши братья и сёстры с древного Устюрта.
Возвращаясь к нашумевшему предсказанию майя о конце света, которое породило массу слухов, – никакие научные изыскания не в состоянии избавить людей от желания периодически будоражить себе кровь ожиданием всеобщего Апокалипсиса, так как им фатально нравится сама идея конца света!
Но декабрь, особенно с нашими сюрпризами погоды, – и не только метеорологическими, но и катаклизмами на политическом небосклоне, – больше располагает к взвешенно-холодным рассуждениям. Первое веяние зимней стужи окончательно выветривает буйные фантазии золотой осени. А декабри 1986-го и 2011 годов и вовсе бросают в оторопь и озноб воспоминанием о чудовищной расправе: расправе сперва издыхающей и агонизирующей советской власти – над непокорной и вольнолюбивой казахской молодежью, а затем уже в 25-ю годовщину этой скорбной даты – о социальном взрыве в Жанаозене.
Если представить этот самый ожидаемый апокалипсис злодеянием с божьего благословения, то с чьего ужасного благословения происходят зверства и кровопролития на этой выживающей планете?!. Не праздный вопрос!
Сегодня особенно очевидна связь между декабрем 86-го и декабрем 11-го года нового тысячелетия. О каких бы подвижках в области демократии мы ни говорили, в обоих случаях видим полное игнорирование стоящими у власти требований митингующих и циничное гашение конфликта ценой человеческих жизней.
Кто во Всемирной истории, извиняясь, возвеличился?
Богатый должен жить проще, чтобы бедный мог просто выжить.
Махатма Ганди
Невозможно разом собрать все камни, щедро рассыпанные Временем на всём историческом пути государства. Но попытаться снять самый тяжёлый камень с души – есть шанс у каждого правителя. У любого. Всегда. И везде.
Извинения германского правительства за трагедию Второй мировой войны у многих на слуху: на выплату компенсаций бюджет ФРГ выделяет немалые суммы. Но ведь в своё время за Холокост извинялся от имени польского народа и президент Александр Квасьневский: в Едвабне (польской волости) местные жители согнали в овин женщин, стариков и детей, выживших в еврейских погромах после отступления Красной Армии (июль 1941 г.), и сожгли заживо 1500 человек. И схожих расправ поляков над евреями историки насчитали 24 по всей Польше, хотя присоединиться к покаянию лидера Речи Посполитой готовы были (и тогда, и сейчас) далеко не все его сограждане. Квасьневский это сделал: это был мужественный поступок настоящего Гражданина, как бы и кто бы ни усматривал в нём реверансы в сторону текущего политмомента.
По образу и подобию сталинских репрессий в отношении немцев и кавказцев власти США в разгар Второй мировой войны (1942 г.) интернировали в специальные внутренние лагеря около 120 тысяч японцев: кстати, в основном cобственных сограждан, «свеженатурализованных», с американскими паспортами (напомню, что именно оралманам, новым своим согражданам, казахстанские чиновники предъявили весьма надуманные и несправедливые претензии за жанаозенскую трагедию). Извинения за эти изгнания, связанные с «расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства», принёс спустя почти полвека президент США Рональд Рейган.
Но непревзойдённым мастером примирений был и остаётся Махатма («Большая Душа») Ганди. «Единственные демоны – те, кто угнездился в наших сердцах. Вот где битва…» – утверждал он. Успешный адвокат с блестящим британским образованием, выходец из семьи преуспевающего индийского политика, он весь этот стартовый капитал инвестировал не в свою карьеру, а положил к ногам собственного народа. Его имя стало святым для сотен миллионов жителей полуострова Индостан независимо от цвета кожи и вероисповедания. И именно потому, что он чувствовал и откликался на боль собственного народа, пропуская страдания через собственное сердце и душу. Cо своим народом – и индусами, и мусульманами – он пережил тяжелейшие годы британского владычества, отстаивая интересы как индусов-мигрантов в колонизированной Англией Южной Африке, так и жителей полуострова Индостан – у себя дома. Британцы ввели госмонополию на соль – Ганди демонстративно варил её сам и раздавал. Британцы ввели только для индусов особые обязательные регистрационные карточки — он их публично сжигал. Кровавые столкновения индусов и мусульман утопили страну в крови после ухода Англии: Махатма принял решение уморить себя голодом, и это усмирило горячие головы, кровные враги помирились друг с другом. Грубой силе он противопоставлял тихую речь, а блестящее образование и жизненный опыт помогали ему сделать единственно верный шаг и в итоге – одержать победу. Потому что это было нужное, сказанное вовремя и к месту слово.
Кодекс... безнравственности
У немцев, вероятно, имеющих превалирующий ген работоспособности, порядка и аккуратности, есть народная сентеция: «Некоторые немцы верят правительству, многие немцы верят в Бога, и все немцы верят Бундесбанку». Если её переиначить на наш неповторимый, изумительный казахский лад, то игра слов примет такие очертания: «Все казахстанцы не верят Нацбанку (читай – Г. Марченко), только Акорда верит правительству, а некоторые в правительстве делают вид, что верят в Бога».
Сам того не замечая, господин Г. Марченко, подчёркнуто холодно демонстрируя своё отраслевое превосходство, временами граничащее с откровенным презрением к своим оппонентам, абсорбирует все акульи прелести рыночной экономики. Его академические тезисы показывают, как бесконечно далёк он от чаяний народа и общества, – и даже бизнес-сообществ. Хотя и он, и другие наши экономисты в правительстве, претендующие на нобелевское признание, прекрасно знают, что нельзя построить рыночную экономику на одной только политической воле. Наши издержки и беды вкупе с оголтелой коррупцией на верхах происходят и потому, что у нас в структуре рыночной экономики собственно 10% – самой экономики и 90% – политической воли.
В этой связи есть серьёзное подозрение, что в навязываемой Нацбанком* двойной ставке рефинансирования только 7% являются экономически обоснованными, а вторые 7% связаны с политическими рисками и отражают волюнтаристскую позицию .
При этом надо понимать, что эти 14% сильно самоограничивают доступ к кредитам субъектов малого и среднего бизнеса: они по карману лишь высокорентабельным отраслям – горнометаллургической, нефтяной...
Поэтому – эврика! – страна и выживает лишь благодаря коррупции – воровству бюджетных средств и распилу тендерных. Да здравствует коррупция, господа финансисты?
Для наших топ-чиновников патриотизм – скорее некая поза, фигура речи, нежели убеждение и целеполагание. Стань любовь к родине истинным убеждением, мы бы жили в стране, процветающей для всех. Хотел бы переложить на нашу действительность известное высказывание Малколма Брэдбери (британского писателя, академика и драматурга): я люблю наших астаничных агашек – они выработали самый строгий в мире кодекс... безнравственности!
Судя по запредельной сладкоголосице, посвящённой 1 декабря, особенно устами прилежных депутатов и примерного топ-менеджмента (прямо-таки хор мальчиков Турецкого!), становятся очевидными две вещи: окружение президента не знает, куда идёт страна, но бьёт рекорд скорости по дороге туда и Казахстан – всё-таки создан! Здесь фантасмагоричные рапортички – излишни. Но хочется заметить, что дело ещё далеко от завершения, ибо теперь остаётся «самое малое»: создать собственно казахов как нацию, скреплённую не глаголом и чьим-то перстом, а общим домом!
Слушая и видя запредельные оды, понимаешь, что авторы фруктозы безнаказанно и сознательно выставляют главу государства в неприглядном свете. Несмотря на всё богатство русского и казахского языков («Вы – наш воздух», «нур-сияние»), они умудряются найти китчевые слова, дискредитирующие всё – и достижения, и действительность, и именинника. Эх, вглядеться бы повнимательнее Елбасы – например, глазами психиатра – в эти византийские лица и отравленные уста. Колоритные фигуры Нерона и Калигулы, покрытые тысячелетним слоем пыли Истории, бледнеют перед коварством окружения Елбасы. Если следовать их коварно-иезуитской логике, то настало время не нашего главу государства сравнивать с Ататюрком, Ли Куан Ю и иже с ними, но их невнятные исторические заслуги и размытые временем фигуры впору дотягивать и сравнивать с нашим президентом. Надеюсь, что современная антиистория страны найдёт нехорошевым, кулагиным и кекильбаевым места, достойные их отравленным псалмам. Впрочем, уже сейчас, не дожидаясь неспешного хода исторического маятника, нам самим давно пора добиться того, чтобы избиратель смог влиять на своего депутата напрямую, по упрощённой процедуре (вплоть до отзыва), а депутат – смог реально влиять на положение дел в государстве, без оглядки на квакеров-коллег, строгого спикера или администрацию президента.
Долгая дорога к себе
На своём веку мы познали множество идеологий и погребли столько мнимых духовных ценностей, что невольно стали задумываться над вечностью истинно духовного. И не находим альтернативы религии, её колоссальному воздействию на сознание, психологию, нравственность и этику человеческих сообществ.
Два тяжелейших испытания на прочность духа выпали на судьбу нашего народа за последний век. Насильственное отторжение от традиционной веры, начатое колонизаторами периода самодержавия, окончательно было свершено при господстве коммунистического атеизма. В архивах сохранилось еще немало свидетельств, когда местные администрации Степного края в начале века закрывали мечети и медресе, запрещали справлять мусульманские религиозные обряды.
Всё это – в прошлом. Сегодня созрели условия исцелить подрезанные крылья Веры. Не случайно возрождение традиционной веры воспринимается большей частью народа как возвращение к национальным истокам.
Религиозное становится со временем синонимом национального и этнического, и вкупе с территориальным – основными определениями и характеристиками государства на современном этапе. Получилось почти по Марксу.
Уважение к традиционной вере предков, правильное толкование гуманистической и нравственной сути ислама должно помочь народу раскрыть свой духовный потенциал, вернуться к истинным ценностям национальной культуры, традиций и обычаев, покончить с теми позорными явлениями чуждого и наносного, что не красят благонравный и широкий по натуре, пассионарный казахский народ.
Горечь сегодняшнего положения простого казаха заключается в том, что он отлучён от тех богатств, которые должны принадлежать народу. Трудно понять, как могут оставаться обездоленными граждане страны, имеющей несметные запасы нефти и газа, урана и металлов, являющейся одним их крупнейших производителей зерна и мяса. Если же к этому добавить, что население Казахстана равно по численности одному классическому центру потребления – современному мегаполису (к примеру, Москве, не говоря уже о таких громадах, как Шанхай, Мехико, Нью-Йорк), то и вовсе получается парадокс. Ведь в нашем случае речь идёт не только о глобальном потреблении, но и о глобальном обеспечении остального мира углеводородами и элементами практически всей таблицы Менделеева.
А всё потому, что рулевые экономики, рисуя сказочные образцы заморской жизни и невиданные чужеземные модели человеческого счастья, попирая человеческое достоинство и гордость, гонят нас за бесчеловечным призраком волчьего рынка. Где уж тут думать о благе народа? Тем более что народ наш терпеливый, пережил и царей, и палачей, и войны, и голодомор, и бесчеловечные эксперименты ХХ века. Очевидное достоинство нации – терпение и пассионарный запас, увы, переходит в клинический недостаток!
И не дай Бог, чтобы календарная смена Власти и сопряжённые с этим обстоятельства благодаря забавам «групп влияния» обернулись бы для казахстанцев... чудовищным и кровавым испытанием! И если об этом не будут помнить претенденты на власть, то выиграют третьи, – отбросив и престолонаследников, и казахстанский народ в дремучее прошлое.
Разве народ сегодня распоряжается богатствами недр и земли? Разве ему созданы условия для истинного предпринимательства? Где они – производители, хозяева земли, пекущиеся о завтрашнем дне? Пока мы видим только разгул посредничества, на котором, словно на дрожжах, дорожают не только заморские, но и доморощенные товары. В результате продолжается жестокое ограбление страны, которое, скорее всего, на руку новоявленным нуворишам, стремящимся в этой хищнической сутолоке обеспечить себе «проходной балл» в капиталистический рай.
А тем временем по стране словно прошел губительный джут разрушения. Пришли в запустение целые города, разрушены и присвоены плоды труда целых поколений, создавших далеко не последнее государство в мире. На глазах переписывается история, становятся нормой исторические инсинуации и подтасовки, предаются забвению заветы предков, культура и национальные традиции.
Скажем, чего стоит вопиющая фальсификация, глубоко безнравственная по сути, сеющая внутрижузовую и родовую неприязнь, схожую с публичным и групповым изнасилованием нашей юной Истории – вероломное и волюнтаристское причисление прославленного батыра к возможно имеющим заслуги не только политиков современности, но и реальные заслуги прошлого – к роду ошақты Старшего жуза. Речь идёт о батыре Ақтамберды (Сары), чья в силу вышеназванной несправедливости неприкаянная душа разбужена и бродит в потёмках прошлого, ожидая и приглашая к серьёзному разговору душефальсификаторов (небезызвестная книга «Ел тұтқа» – «Опора народа», написанная группой авторов под руководством Мырзатая Жолдасбекова).
(Окончание в следующем номере.)