Cкорбные кюи древнего Устюрта, или Анемия верховной власти

(Окончание. Начало – в №48 (391) от 06.12 – 13.12.2012 и №49 (392) от 13.12 — 20.12.2012)

Откровение Иоанна Богослова, или Видение Виктора Вячеславовича

В полемике или в дискуссионно-ораторском запале г-н Храпунов, павший жертвой чисто казахских отношений «по понятиям», желая, видимо, окончательно изничтожить своего оппонента, пытаясь выставить его в неприглядном свете перед обществом, сделал своего непримиримого визави недосягаемым для многочисленного пелетона догоняющих... недоброжелателей. Слова, которые он приводит и выносит на публичный суд-обсуждение, на самом деле дорогого стоят, или в силу сегодняшних политических реалий – бесценны: они монетизируют симпатии простых казахстанцев к Имангали Тасмагамбетову в долгосрочное доверие общества.
Привожу выдержку из интервью В. Храпунова дословно (опубликовано в республиканской общественно-политической газете «Ашық алан» в №16 (15) от 12.12.12):
«–...Если посмотреть силовые структуры Казахстана и ближайших соратников Назарбаева, то особняком, конечно, стоит Нуртай Абыкаев. Но я думаю, что в силу его возраста и характера ему не стать полноценным президентом республики.
– Но есть же все-таки кто-то, кто мог бы такую ношу унести?

.

– Если посмотреть на «компанию» акимов – областей, городов, то я думаю, что президент мог бы остановиться на кандидатуре Имангали Тасмагамбетова, который уверенно, до сегодняшнего дня вёл свою политику и был ярким националистом, сторонником процветания Казахстана и казахской нации. И даже имел такую крамольную особенность – обсудить с главой государства, чтобы наш президент вышел с инициативой, как и в Саудовской Аравии, чтобы все люди титульной нации получали от полезных ископаемых, в частности от нефти и газа, определённые финансовые преференции, согласно которым каждый гражданин Республики Казахстан имел бы право получать прибыль от использования этих природных богатств. Разговор был в очень узком кругу, нас было четыре-пять человек. Я возмутился: «Слушайте, мне совершенно непонятно. Тут живет 16 миллионов жителей, 124 нации и сегодня 50% будут получать преференции от запасов, а что делать остальным?» (Выделено мною. – Авт.)
Мы не знаем, что замысливал г-н Храпунов, но на деле это означает провокацию преждевременных стартов.
А фальстарты новейшей истории сломали судьбу не одного преждевременно и судорожно протянувшего длани к вожделенному скипетру! И где же сейчас те возжелавшие?
Но как бы то ни было, ВВХ самый выигрышный электоральный тезис в будущем: «выплата процентов от эксплуатации национальных богатств каждому казахстанцу» – запатентовал за своим недругом уже сегодня, серьёзно сужая пропагандистские возможности популистов во власти, – тех, кто так не думает, но во имя корыстных целей готов так говорить.
А может, именно в этом и заключалось коварство троянского откровения швейцарского «аналитика», пытающегося дистанционно управлять ноль первым, направляя его гром и молнии? Как бывший энергетик, он-то знает, что всполохи молнии, на миг озаряя, выхватывают из темноты лишь самое высокое дерево.

Спрос и с воды бывает

...Простые люди ведать не ведают, как ускользают от них национальные богатства по неконтролируемым каналам далеко не цивилизованного рынка. Нас пугают не масштабы увода огромных денег (хотя и это чрезвычайно важно!), а то, что наши продвинутые экономисты и финансисты за спиной народа и при попустительстве парламента, возможно, заложили механизмы исторического невозврата национальных недр, сырья и минеральных ресурсов. А ведь это – необходимые пазлы суверенитета!
Умение талантливо торговать Родиной в целом и по частям у нас выдаётся за жизненный Успех, за поцелуй Бога, за благосклонный взгляд Творца, да пребудет Его имя в веках. Ведь среди преуспевших в этом паноптикуме казахстанского списка Forbes, официальном и неофициальном, нет тех, кто создал свой востребованный международный интеллектуальный продукт, – к примеру, такой, как социальная сеть Facebook (Марк Цукерберг), операционная система Windows (Билл Гейтс), авангардные пылесосы (Джеймсон Дайсон). Эти люди формируют успех в три шага. Понять. Предвосхитить. Наладить. (Впрочем, даже этот белозубый успех не эквивалентен истинному духовному взлёту, – мы вернёмся ещё к этому чуть ниже.) Зато у нас можно встретить бывших базаркомов, шашлычников, спортсменов, директоров магазинов, экстрасенсов, медиков, агентов влияния, а то и вовсе – залётных толлинговых рыцарей успеха: они и формируют психологию успеха «по-казахски». Подкупить. Урвать. Подставить. И сделать ноги! При этом они с любовью вглядываются в своё отражение в зеркале и надменно-презрительно – в устало-нервные, морщинистые лица титульного этноса.
Говорят, именно такое отношение во время одной из тусовок небожителей на властном Олимпе озвучил и продемонстрировал один из ныне живущих лидеров корейской диаспоры, возглавляющий казахстанский список Forbes.
Угадайте с одного раза, кто, встав на защиту коренной нации, привёл в чувство слегка ошалевшего и заблудшего сына Страны утренней свежести?
Воистину неисчерпаемы твои богатства, Казахстан, воистину доброжелателен твой народ и щедра земля... ко всякому входящему.
Все корни противоречий на нефтяном западе республики, да и в целом по стране связаны с бедственным положением простых трудящихся, которые не могут добиться достойной оплаты своего труда у олигархов с пропиской на Лазурном Берегу и Туманном Альбионе. И встаёт главный вопрос: кто же хозяин в этой стране?
Не будем забывать о том, что Бог наделил казахов только одной родиной, и нигде более мы не сможем состояться как нация, сохранить самобытность, язык и культуру. Поэтому должно состояться массовое пробуждение национального сознания среди самих казахов. Только тогда возродятся чувства патриотизма и любви к своему родному народу, его истории, языку, появится желание сделать свой народ более сильным, жизнестойким и свободным. А главное, что поможет нам стать жизнестойкими, – это искреннее чувство хозяина своей страны, высокая гражданская активность в решении политических и экономических проблем, связанных с дальнейшим развитием национального государства.
Прошлый век нанёс сильный урон численности казахов, подорвал нашу природную ментальность, подменив нашу национальную гордость угодничеством и подкосил национальную элиту. Настоящую элиту, для которой простой казахский народ – часть его плоти, мировоззрения, культуры, смысл жизни. Поэтому сегодня не слышно голоса творческой интеллигенции – того пласта народа, к которому привыкли издревле прислушиваться люди. Имеется в виду – борьба за политические и экономические права. Национал-патриоты стригут купоны и собирают политические дивиденды, сознательно ограничиваясь только бедственным положением языка и культуры, не затрагивая истинных проблем обездоленности народа.
Тот же Мухтар Шаханов и его сподвижники, не один год и даже вот уже не первое десятилетие пребывая в большой политике, зная её закулисье, прекрасно понимают, что озвучиваемые ими проблемы – лишь следствие, а не причины. Корни несправедливого положения вещей – совсем в иной сфере: экономической. Но им так удобнее и безопаснее. И национал-патриотом прослывёшь, и Акорда – не в страшных претензиях. Вот так и проходит жизнь, брюзжа и ворча, снимая пенку с языковой проблемы. То ли народ они обманывают своей псевдообщественной активностью, то ли сами обманываться рады. Всё это – на фоне незримого торга с властью.
К тому же реалии таковы, что мы живём в противоречивом для простых казахов информационном и культурном поле, занятом в подавляющем большинстве русскими изданиями и телепрограммами. Откуда же тогда появиться казахскому духу и языковой среде?!
Подходящих лекал и стандартов с севера, от бывшего и самоназванного «старшего брата», ждать нам и вовсе не стоит. В безукоризненно одетом Дмитрии Медведеве, меняющем от заседания к заседанию правительства вызывающе дорогие часы, галстуки и костюмы, в слегка уставшем от груза ответственности и образа мачо ВВП – в этом дуэте уже трудно считываются образы отцов нации. Скорее это слегка закамуфлированные лица гламура и глянца с не менее уверенной походкой сибарита. Как некая закономерность дополняют образы этого дуумвирата и многомиллионные часы Патриарха Всея Руси. Оборотная сторона этой неоднозначно сусальной картинки – бравый солдат Сердюков во главе специального женского батальона и обороны России. «Ей-богу, нам бы так жить», – подумал бы, судорожно сглотнув слюну не один среднестатистический абориген на пространствах СНГ. Теперь понятно, куда, задрав штаны, бегут сами и нас за собой зовут отечественные интеграторы собственных интересов.

На опустевшем святом месте

...Каждую субботу около 9 утра в одном глухом уголке алма-атинских предгорий, откуда открывается великолепный вид на весь мегаполис, собирается полтора десятка алмаатинцев. Колёса внедорожника уже описали на глубоком снегу магический круг: джипы предусмотрительно спрятаны поодаль. Вставшие в центр круга берутся за руки, сперва медитируют, постепенно впадая в транс, затем всё громче – кто бормочет, кто уже и выкрикивает нечто нечленораздельное с упоминанием некоего «господа». Самые продвинутые уже и не на русском языке камлают, а на некоей тарабарщине: местный гуру уже возложил свои руки на их головы, дабы уверить их, что жертвы овладели тем самым даром «говорения на языках». Это некий «особый язык, на котором молится дух святой, а слова говорит человек», уверены горе-сектанты: представители же многих традиционных религий справедливо услышат в этом рыке лишь торжествующий вопль беса, овладевшего очередной жертвой. Это неопятидесятники. Вчера они уже подмяли под себя украинскую политическую элиту: их адепт возглавил мэрию Киева, а лидер «Посольства божьего», нигериец Санди Аделаджи, открыто пользуется покровительством депутатов Верховной Рады. Даже и с просроченной визой молодой, обаятельный ленд-лорд и бизнесмен (недвижимость на Украине и в США, небольшой гараж «мерседесов», украшенных аэрографией на религиозную тематику) недоступен ни для силовиков, ни для оппонентов: он собирает миллионы на возведение «Иисусленда»...
Впрочем, ловцам неокрепших душ даже и необязательно прятаться в снежную глухомань. На декабрьских кинопросмотрах в одном комфортном, «неформатном» кинозале Алма-Аты многим довелось стать участником совсем аналогичного камлания, – но уже в эргономичных креслах, в элитарной атмосфере неких «творцов» и «интеллигентов». Шесть киноновелл, как заявлено было, «о любви» – посмотрели и обсудили студенты Казахской национальной академии искусств им. Жургенова и все желающие за тысячу тенге прикоснуться к миру завтрашнего национального кино. Одну из новелл представила студия неигрового кино Владимира Тюлькина сотоварищи.
Напомню, что Владимир Тюлькин известен своим «Опытом Креста» и лентой «Не про собак». Герой первого исповедуется на тему насилия над подростками в казахстанской колонии для несовершеннолетних, во второй рассказывается о бесчеловечной технологии уничтожения собак в Алма-Ате. Режиссёром третьей ленты с благословения Владимира Тюлькина стал зелёный совсем творец, студент, казах.
Нынешний герой – молодой азиат из Кокшетау – в детстве мерял платьица и играл с девчонками, копался в небогатом своём внутреннем мирке, решил, что он гей. Заработал как смог на этом открытии, отыскивая себе приключений на известное место. Погружения в более мрачные уголки своей души под беспробудное храпение небогатого разума – совсем по Гойи – породило следующее чудовище: нет, не гей, а трансвестит. Ведь его загадочный клиент из некоего «министерства» платит за экзотику поболе, на содержание берёт: три месяца в Алма-Ате жильё оплачивал – чем не сбывшаяся мечта?! Не сильно балуя зрителя режиссёрскими изысками, обличительная получасовая речь рефлексирующего нарцисса («на себя посмотрите!») записана у зеркала, в процессе накладывания макияжа. Существо среднего рода рассказывает, как помогает извращённым своим клиентам почувствовать себя то пепельницей, то санфаянсом из отхожего места. И зал… аплодирует, выступающие молоденькие студентки – те, что завтра завалят нас схожей третьесортицей, – запинаясь, называют фильм «отражением реалий нашего общества» и даже «приговором» всем нам!.. Смущающийся юный творец, которому скоро писать (снимать, то бишь) курсовую работу, мечтает теперь раскрыть богатую тему лесбиянок в Казахстане.
Чего нам ждать от зрителя, который проникся суперидеей «творца» Тюлькина, красной нитью проходящей сквозь все три его ленты? Самые эмоциональные, послушно приняв на свой личный счёт все эти беды мира сего, после просмотра такого «хабара наоборот» попросту наложат на себя руки...
Человек в силу своих физиологических особенностей вынужден испражняться, но это совсем не значит, что это позволительно снимать, смаковать, выставлять как медийный трендовый товар господам тюлькиным и компания.
Почему только вот эти два полярных видения предлагают сегодня мастера экрана: эпические «Кочевник», «Біржан-cал» и «Жаужүрек – Мың бала» – и откровенная чернуха? Или достойный им ответ – испуганное блеяние насилуемой козы у Ермека Турсунова («Келін»), что уже опережает по рейтингам и упоминаемости многих политиков и деятелей культуры, став отражением скрытых нездоровых процессов в культуре и искусстве Казахстана, венцом 20-летия и началом третьего тысячелетия?..
И ведь это происходит при страусиной позиции многочисленных нянек от идеологии в целом и киноиндустрии в частности, ввиду их желания выглядеть трендовыми, прикрывая собственное профессиональное малодушие и некомпетентность, идя на поводу как бы ультрамодных, как бы псевдоглубинных, как бы осенённых дланью Божьей кинокритиков, разлагающих устои национального общества.
Что же, выходит, времена приниципиальности и компетентности Тасмагамбетовых безвозвратно канули в Лету? Когда государство чётко обозначало неприступные границы нравственности, морали, пристойности, невзирая на оголтелый гвалт хватающих за подолы псевдоинтеллектуальных «жёлтых» критиков, как бы избранных, как бы «либеральных», с налаженными связями с Голливудом и космосом. Как говорится, Бога за бороду однажды поймавшие и последнюю истину глаголающие. 
...Мы понимаем, что упоминание одного ньюсмейкера, хотя и по трём, но разным поводам, – натянутая интрига для одной неспешной, пресной фабулы. Но так получилось, что наши оценочные суждения и ожидания общества, о которых мы говорили выше, нашли дополнение и подтверждение устами г-на Храпунова, – кого-кого, а именно его трудно заподозрить в симпатиях к нашему герою.
Кидаемся из крайности в крайность, истерично хватась за общины скоморошьих ваххабитов, молчаливо и надолго уступая неведомым химерам жизненное пространство... на глазах проигрывая необъявленную войну за молодёжь и её души. Часть молодых мы позволили рекрутировать религиозным сектантам, часть сделали жертвами западной масс-культуры, часть под инновационные причитания отдали волчьим законам рынка, – но где же ценности государства, прививаемые подрастающему поколению? Всерьёз ли нам говорить об организованной и благополучной молодёжи доминирующей партии? Вот и история с Челахом поднимает непраздные вопросы, отражая в себе все беды наших юных ребят, добавляя ещё один скелет в гардероб государства.
Но, может быть, наши «звёзды» шоу-бизнеса обогатят и казахский дух, и языковую среду? К примеру, изначально казахстанская группа «А-Студио» с явно российским контентом, что постоянно мелькает во всевозможных всеэсэнгэшных чартах? Нет, не слышно от них напевных звуков языка Атамекен: они – символ беспардонно-напористого российского влияния на наши вкусы и предпочтения. Того самого влияния-интервенции, про которое Махатма Ганди ещё сказал: «Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног».
Нас сегодня именно сбивают с ног потоки того же пива, рекламируемого «А-Студио», что игристыми тоннами заливает наших пацанов и девчонок с огромных билбордов по всему Казахстану. От пива зависимость сильнее, чем от водки, привыкание – быстрее, чем к иным наркотикам, «пивной живот» – явный признак того, что мужчина мужчиной быть уже перестаёт... И ведь доступен хмельной напиток практически всюду. Пиво – «в законе», и даже его реклама в общественных местах умудрилась стать в Казахстане легальной (под брендом якобы «безалкогольного» пива!)
Вы посмотрите на бегущую строку тинейджерских хитовых музыкальных программ и соответствующие разделы «Каравана», принадлежащие олигархам и их недорослям: платные сообщения – «парень ищет парня», «девушка полюбит девушку», принося и без того небезбедным хозяевам огромные деньги, создают у подростков иллюзию дозволенного. Раз это показывают днём по ТВ, раз это публикует уважаемый еженедельник почти 20 лет подряд, – значит, это неаморально, это разрешено, круто, модно и даже может (и должно?) стать сексуальной нормой. Или деньги не пахнут, господа? Послания – с грубыми грамматическими ошибками: их авторы – явно национальная молодёжь, девушки из сельской глубинки. А ведь эта среда – та самая группа риска, которая подвержена и редким экзотическим болезням, которая интересна наркодилерам и бутлегерам. И после этого слуги народа развернули целые баталии против ношения платков и никаба!.. То есть против той самой целомудренной аудитории, которая в силу нравственного воспитания никогда не падёт жертвой ни табачных гигантов, ни производителей водки, ни воротил порноиндустрии: но вот зато от зоркого и «направленного» глаза наших парламентариев эти несчастные уже не денутся никуда!..
Пробегая ленту новостей, невольно наткнулся на заметку корреспондента tengrinews.kz о найденном в Павлодарской области захоронении (сакская эпоха раннего железного века, I тыс. до н. э.). Огромное количество рабов погребли заживо, принося их в жертву в день смерти вождя племени огнепоклонников. Неестественные позы несчастных, массовость их трагической гибели – всё это напоминает изломанные души наших тысяч и тысяч молодых единокровников: они тянутся то к одному источнику света, то к другому, затем к третьему, четвёртому... Но эти маяки – лишь тусклые, лживые, обманчиво флюоресцирующие гнилушки на болотах. Вспыхнувшие будто огни святого Эльма на мачтах проплывающего сквозь туман фрегата, они гаснут со временем, – и душа вновь ищет и тянется к следующему огоньку: а тот изгиб души в сторону прежнего маяка уже не выпрямить. Он застывает, как ствол карликовой берёзы в тундре, и остаётся уродцем на века...
Вынужден с прискорбием констатировать, что окончательно потеряны нравственные ориентиры. Несмотря на 16 миллионов человек, можем ли мы, дорогой читатель, навскидку, без экивоков и оглядки, без натяжки и сомнений, без компромиссов, но с чувством глубокого внутреннего уважения назвать хотя бы двух-трёх человек, которые были бы отражением и нашей совести, и воплощением в жизни неписаного кодекса нравственности?
В нашем понимании апокалипсисом является потеря духовной сути народа, его космического контекста и отмирание его вековых воззрений и традиций. У нас не было пастыря, который бы сорок лет водил нас по пустыне в поисках истины. Это, конечно же, красочная аллегория, но это не значит, что наш народ не должен учиться на бедах и ошибках, чтобы не исчезнуть с исторической арены, чтобы не стать сервисной страной – мастерской супердержав или музейным экзотическим экспонатом-реликтом.
Более того, у нас появились целые группы влияния, видимо, финансируемые извне, откровенно насаждающие космополитизм и манкуртизм, размывая и дискредитируя национальное. Отсутствие фундамента в домах карагандинской «Бесобы» – знаковая примета времени: фундамент Казахстана – его государствообразующий этнос со своим неповторимым языком, культурой, традициями, историей, судьбой, – явно нуждается в сейсмоусилении. И это надо делать, не откладывая на завтра, ибо вся страна может повторить мрачную судьбу карагандинского микрорайона, захоранивая под своими обломками и казахов со своим историческим правом на лучшую жизнь, и все 142 этноса, обладающих законодательным правом голоса... не прозвучавшего вовремя.
Не будем обманывать себя и закрывать глаза на горькую правду: там, где нет в душе Бога, нет и благословения народу. Поэтому ислам для казахов должен стать залогом сохранения национальной жизнестойкости, служить предохранительным барьером от разрушительного влияния глобализации и так называемой массовой культуры. Об этом никак нельзя забывать отцам нации. Уважение к традиционной вере предков, правильное толкование гуманистической и нравственной сути ислама должно помочь народу раскрыть свой духовный потенциал, вернуться к истинным ценностям казахского народа, где нет места презрению к своему народу и его праву на достойное существование.

У нас есть духовный оберег

Наш тумар сегодня – это Атамекен, наша собственная земля, это те тысячи незримых нитей, что, пронзая века, привязывают нас к настоящему и тянутся в будущее. Их нет у заокеанских назидательных и лощёных мировых полицейских. Там, на костях изгнанных и уничтоженных хозяев собственной земли – могикан, гуронов, делаваров, чероки, игнорируя проклятия изгнанных индейцев (веришь, не веришь, но эти чёрные слова перечёркивают интервентам их будущее!), – искатели счастья, пионеры бескрайних прерий  выстроили империю миражей и дутых деривативов, что пожирает себя сегодня. Их топ-лидерам никогда не хватит смелости признать эфемерность собственных гиперамбиций — стремления к мировому господству: гигантский мазар размером с Североамериканский континент тянет их в прошлое. Находить общий язык друг с другом бесшабашные захватчики индейских земель могли только с помощью оружия: но именно этот закон о свободном ношении и стал их же реквиемом.
Вот и ровно за неделю до Рождества-2012 Америку вновь сотрясли массовые убийства. Расстрел на стоянке трейлеров (округ Клеберн). Казнь в больнице (Бирмингем, Алабама). Наконец, беспрецедентная ньютаунская бойня («массакр» – это слово уже позаимствовано русским языком, как когда-то perestroika – английским): в числе жертв – 20 крошечных деток и подростков, 6 взрослых...
В последнем случае особенно горько не то, что только за период правления Обамы Ньютаун (Коннектикут) станет уже четвёртым городом на карте США, куда направляется президентский лайнер могущественнейшего человека на планете, чтобы поучаствовать в траурной церемонии после очередного расстрела. И даже не сильно шокирует искушённую публику тот факт, что место книг Марка Твена, Чарльза Диккенса и Гарриетт Биччер-Стоу у преподавательницы начальных классов «Сэнди Хук», матери убийцы, занимали полуавтоматическая винтовка Bushmaster AR15, пистолеты Sig Sauer, Glock, дробовик и сотни патронов к каждому из них.
Хотелось бы особенно остановиться на личности её сына, 20-летнего Адама Лэнзы. Названный в честь Первого человека на земле (если верить библейским преданиям), он весьма символично стал и главным ньюсмейкером мировых информационных агентств. Расстреливая мать, он уничтожал и дело всей её жизни – крошечных воспитанников начальной школы, где она работала воспитателем.

Гарри Поттер среди нас... Гарри Поттер – это мы

С прототипом Адама Лэнзы задолго до этого расстрела в деталях познакомился весь попкорновый мир многомиллионнной аудитории любителей фэнтези. Судите сами. 20-летнему аутисту (синдром Аспергера) Адаму Лэнзе приписывали высокий интеллект. Гарри Поттера автор саги о мальчике-волшебнике наделила большими способностями в области Защиты от Тёмных Искусств. Оба они, отстраняясь от происходящего, порой убегали прочь от тех возникающих неурядиц, что вполне были разрешимы для обычного, здорового подростка: психологи это называют «плохой социализацией». Адама отличала повышенная тревожность, Гарри снились кошмары. Адам не чувствовал эмоциональной и физической боли – Гарри зачастую необъяснимо жесток. Если «секретом успеха» Адама стал ключ от оружейной комнаты своей матери, то у Гарри была волшебная палочка. Наконец, Адам исступлённо рвался к своей цели, расстреливая на своём пути одного за другим директора, школьного психолога, учителей. Вот и герои саги про Поттера из серии в серию блестяще сокрушают одного мага за другим (в том числе и престарелого Дамблдора, патриарха Хогвартса), а чтобы справиться с Волан дер Мортом, «гениальному» мальчику из сказки приходится погибнуть самому. Напомним, Адам Лэнза тоже застрелился при виде полиции: правда, воскреснуть ему не удалось, в отличие от подростка-волшебника.

Новые «заповеди» и Молитва мытаря

И ислам, и православие – традиционные религии, почитаемые и бережно лелеемые на нашей земле, – синхронно подчёркивают греховность человека, устремляя его к Всевышнему, к Господу, укрепляя его всю жизнь, изо дня в день, из минуты в минуту в стремлении приблизиться к Нему хоть на йоту, хоть на шаг.
Западная мораль и модифицированное под него христианство ставит на первое и главное место «богоизбранный народ», делает акцент на персоне, а не на искуплении и раскаянии. Здесь акцентируют внимание на человеке жаждущем, ненасытном. В центре внимания – не Человек Сомневающийся, Ищущий, но Человек, Уверенно Потребляющий. Человек-Глотка. Человек-Эгоист.
В очередной заокеанской трагедии мне видится, как это ни горько звучит, воздаяние за своеобычное прочтение библейских традиционных истин. Прямой отсыл высших сил к тем приоритетам общества потребления, которые выстроил и которым поклоняется западный мир.
Знаменитой Второй поправке в Конституцию США – «право хранить и носить оружие» – уже без малого четверть тысячелетия от роду. На Западе любят поговаривать про то, что «доброе слово и пистолет лучше просто доброго слова»: и ствол становится последним аргументом (заповедь «не убий» списана в утиль).
Именно на Западе, забывая библейское «мужья, любите своих жен…», сделали предметом поклонения ещё и непотребство однополого соития, когда шоу-биз причислил геев к касте неких возвышенных и экстраординарных личностей, «тонкочувствующих» и «избранных», когда власти заговорили о легализации богопротивных ЛГБТ-браков, а мэрами городов стали известнейшие гомосексуалисты. Тут всё и встало на свои места. Места Содома и Гоморры.
Именно западным стандартом стала знаменитая поговорка «месть – это блюдо, которое надо подавать холодным» («revenge is a dish best served cold»): и ушло в забытьё классическое «как и мы отпускаем должникам нашим».
Западное общество преклоняется перед материальными ценностями, штампуя бренды, знаки и лого от «колы» до Стива Джобса: последнего вполне всерьёз перекрестили в «икону», то есть подменили безнравственным грешником образ из Священной истории христианской церкви. Служа только Маммоне, руководствуясь традиционными рецептами преуспевания «по западному стандарту», вскарабкаться на вершину топ-менеджмента оказалось вполне по плечу многим амбициозным и зацикленным на успех людям. Вот и «не сотвори себе кумира» проигнорировали.
Кстати, пример такого поклонения золотому тельцу – вице-президент транснациональной корпорации General Electric Петер Лэнза. Взгляните, энергосберегающие лампы в ваших люстрах – наверняка производства GE. Отец серийного убийцы курирует в компании налоговую политику: по-старославянски он – мытарь. Молитва мытаря у христиан – самая лаконичная: «Господи, помилуй!». В эти дни, когда даже семьи расстрелянных его сыном детей приносят ему соболезнования, возможно, топ-менеджер корпорации твердит эту молитву в миллионный раз. Ничего не изменилось с добиблейских времён...
Такие жёсткие и горькие, где-то даже неуместные слова (в доме повесившегося не говорят о верёвке) мы вынуждены были привести, чтобы однажды не пришлось нам посыпать голову пеплом, не выдавливать из себя крокодиловы слёзы. Чтобы наши идеологи, боясь гнева главы государства, наряду чувствовали ответственность перед своим народом, обществом, подрастающим поколением. Чтобы галактические провалы в нашей патриархальной морали и нравственности в погоне за стандартами западного образа жизни и идеологизации потребления не обернулись окончательно потерей национального самосознания и национальной самоидентификации.
Это пример, когда потеряны невидимые сакральные нити патриархального самосознания, теплота незримых связей, берущих начало с вековых, национальных и культурных традиций, заветов предков – я, семья, соседи, улица, район, город, государство; ясли, садик, школа, институт, работа... Это издержки искусственного построения нации путём формального образования глаголом повелительного наклонения «соединяйся!» – Соединённые Штаты...
Это примеры, когда самые передовые технологии, роскошь и излишество потребления и быта выхолащивают и не могут заменить запах кизячного дыма и теплоту очага. Аромат степной полыни и овечьих стойбищ. Пронзительные трели жаворонка под неспешный говор назидания седовласых старцев, когда горе и радости соседей становятся и твоим мироощущением. И мы стремительно пытаемся от этого бежать, зачем-то стараемся доказать миру, копируя его – смотрите, мы такие же, как вы! – забывая, что западная цивилизация проглотит нас, лишая национальной самобытности, и выплюнет нас – очередной штампованный, бездушный рынок для западных продуктов массового потребления. 
...Барак Обама трогательно расчувствовался, выступая перед нацией на траурной церемонии в Ньютауне: хотя, помнится, рыдания не хватали судорогой его горло во время бомбардировок Югославии, Афганистана, Ирака и Ливии – и гибели таких же детей Божьих, если на то пошло!
Сопереживание и горе у больших политиков, становясь психологическим дополнением к их политическому портрету, оказывается, бывает и выборочным! Выборы давно закончились. Выборный марафон продолжается! Телевизионная картинка, облетевшая все мировые телекомпании, где Обама, с трудом сдерживая себя, скрадено смахивая скупую президентскую слезу, – вопиющий укор нашим политикам и чиновникам на фоне  рукотворных Жанаозена, Кызылагаша и так далее...

Преступая Божьи заповеди

Мы почти всегда извиняем то,
что понимаем.
Михаил Лермонтов

Ответ на классический вопрос «кто виноват?», традиционно терзающий интеллигенцию постфактум, искать будут очень многие даже и годы спустя после Желтоқсан-2012. Вот и на сайте «Новой» – Казахстан» novgaz.com закончилось голосование наших читателей. Предложенные редакции версии ответа на вопрос «Кто и что спровоцировало события в Жанаозене 16 декабря прошлого года?» распределились (в порядке убывания) следующим образом. Из 125 опрошенных посетителей электронной странички более половины (55,2%) согласны с тем, что это сделало ближайшее окружение президента. Каждый пятый ответивший видит в событиях вину топ-менеджеров «КазМунайГаза». Третья сила в лице радикальных экстремистов и организованных преступных группировок отнесена к провокаторам 13,6% наших читателей. 6,4% участников голосования отметили безответственную и кабальную кредитную политику некоторых банков. Представителей внесистемной оппозиции отнесли к провокаторам 4,8% респондентов.
Вспомним, что настоящим катарсисом был суд в Жанаозене для тех полицейских, что выступали формально в роли потерпевших, но... попросили прощения у обвиняемых забастовщиков и у семей погибших. Ибо они знали: им жить на этой земле и ходить по одним улицам с этими людьми. Их поняли и простили. Мангыстау – это их земля и их судьба. Не зная, возможно, даже принципов гандизма, они строго им следовали, потому что знали, что аруахи не простят им гибели невинных единокровников. У этих людей есть корни, – и они ими дорожат.
С другой стороны, ни один начальник жанаозенского РОВД, ни один командир спецназа не взял лично на себя вину за расписанный кровавыми вензелями юбилей Независимости. Точно так же, как искреннего покаяния не стоит ждать от пойманного за руку эсэнговского залётного карманника и «щипача»: это знает каждый свидетель автобусных поединков пассажиров с воришками. Ни один из тех манкуртов-перевёртышей, что вчера, присягая, старательно лизал длань, а сегодня истово её же рвёт на куски, не станет виниться перед своим народом за распроданные и упрятанные за ограды великолепные угодья Заилийского Алатау, за выведенные и украденные деньги, за присвоенные депозиты, за обманутые надежды.
Год спустя после трагического Жанаозена казахи ждут от власти сострадания, понятных и простых слов сопереживания. Не тех, что скажут министр, судья или прокурор, облачённые в униформу и защищённые ею. А те, что произнесёт человек, облечённый на протяжении не одного десятка лет народным доверием.
И только Времени все подсудно. И только Время, не подконтрольное человеку со времён ещё фараонов, лишённое чувств и эмоций, сухо, беспристрастно, несмотря на боли, чаяния, надежды человеческого общества, буднично роняет мёртвые листки общего календаря...
Что несёт нам год грядущий?..
И только испуганное блеяние насилуемой козы Ермека Турсунова многократным и затухающим эхом разносится над необъятными и мрачными просторами постиндустриального ландшафта страны...
Надолго становясь его узнаваемым символом.