Тенгри: созвездие жузов под сенью полумесяца.

(Продолжение. Начало в №2 «Новая» — Казахстан» от 17.01.2013 г.)

Сквозь пелену времени и мглу пространства

Затуманенные зеркала истории

Три жуза (Автор Калибек АЙНАЖАРОВ)Разделение казахов на жузы связано, на наш взгляд (и во вторую очередь), с хозяйственным и территориальным разделением сфер влияния определённых племен. Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз (так зафиксировали на слух его название русские исследователи) занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз – самую западную, а Орта жуз – серединную территорию. Если вести отсчёт владений союзов племён с восхода на закат, то порядок будет следующий –  Старший, Средний и Младший жуз. Не отсюда ли, а не по табели рангов идут названия жузов?

.

До 1917 года Средний жуз казахов был самым многочисленным. Значительно превалировала над Старшим жузом и численность Младшего жуза. Невольно напрашивается вопрос: как получилось, что самый малочисленный жуз стал называться старшим и, наоборот, более многочисленный – младшим? Здесь нужно обратиться к национальным особенностям кочевников, среди которых особо культивировалось почтение к старшим по возрасту.  Так вот роды Старшего жуза возглавлялись потомками старшего сына Джучи хана – Орда Еджена, роды Среднего жуза – потомками средних сыновей Джучи хана – Батыя и Берке, а родами Младшего жуза управляли потомки младшего сына Джучи хана. Это одно, достаточно интересное, но не единственное объяснение, – пока в обществе не будет достигнут консенсус по этому болезненному вопросу.
С другой стороны, согласно тем же обычаям Степи, престолонаследниками иногда являлись и самые младшие. Не случайно памятен всем нам отголосок тех лет: на попечение именно младших в роду оставались родители, и именно младшие наследовали родовые реликвии, заветы предков, имущество, власть. 
Скажем, хронологически – казахская государственность была связана с откочёвкой Джанибека и Керея с запада, а Семиречье присоединилось последним, после освобождения от гнёта джунгар. Во временной логике тогда уже Младший жуз должен был называться Старшим жузом, и наоборот: Старший – Младшим. Может, всё-таки происхождение жузов и связано с двумя военными флангами и центром, с учётом многочисленности дулатов сотня, возможно, получила название «Cтаршего», а западный фланг – «Младшего»?
Существует легенда об Алаше, объясняющая происхождение жузов. Может быть, есть смысл классическим историкам и придерживаться одной версии – приняв её как официальную. Так, однажды у могущественного и пребывающего во славе хана родился пегий (ала) сын. Придворные увидели в этом плохое предзнаменование и посоветовали хану отослать пегого сына подальше от себя в далёкие края. Вскоре хан и его окружение забыли о нём. Шло время. Мальчик, названный Алашем, стал знаменитым батыром. Весть об Алаше дошла до хана. Он отправляет к батыру сотню воинов, чтобы разузнать всё о нём, но сотня не вернулась. Через некоторое время хан посылает вторую сотню, но и она не вернулась. Не вернулась и третья сотня. Пришедшие к Алашу три сотни (жуз – сотня) впоследствии составили основу трех казахских жузов. Лично для меня, не классического историка, а скорее популяризатора – более симпатично такое милитаристское объяснение этимологии. А Алаша после смерти отца подняли на вершину сакрального Улытау и провозгласили ханом. Инаугурация на Улытау с тех пор стала всепризнанным обрядом инициации всеказахских ханов. С тех пор потомки между собой договорились, что Старший жуз составит надёжный тыл и будет снабжать казахское войско. Средний жуз во время военных действий должен был находиться с ханом и оберегать его, а Младший жуз, не жалея живота своего, первым бросаться на врага.
Тем не менее, происхождение и время образования жузов остаются одной из главных загадок казахской истории. Время образования жузов становится особенно важным, потому что без ответа на него мы не можем понять общей логики событий своей истории. Необходимо расставить точки над «i», увы, мешающие сцементировать казахский народ изнутри.


Старший – не значит главный

Жузы притягивают к себе внимание ещё и потому, что они по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. Некоторые политологи пытаются придать обусловленное привилегированное положение Старшему жузу, мотивируя тем, что он якобы образовался раньше других, что далеко от истины. Разве одинокому жузу нужно было называться старшим? Просто эта версия служит для оправдания того факта, что в политической жизни страны ведущие роли играют не выбранные, а (чего греха таить) назначенные выходцы именно из Старшего жуза. При этом игнорируется то обстоятельство, что вообще-то обилие «южан» в государственных органах, которое возникло еще в советское время, наблюдается до сих пор и в наши дни, и оно напрямую связано с тем, что удары коллективизации и сталинских репрессий, связанная с ними откочёвка казахов за границу пришлись в основном по казахам Среднего и Младшего жузов.
На самом деле нет никаких заслуживающих доверия исторических свидетельств, подчёркивающих патерналистскую роль Старшего жуза в истории Казахского ханства. Даже широко распространенная казахская пословица предлагает отдать труд Старшему жузу, власть – Среднему жузу, а войну – Младшему жузу. А племена Юго-Восточного Казахстана и вовсе куда теснее были связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими жузами.
Правда, на бытовом уровне представители южных регионов часто указывают на то, что большинство памятников средневековья расположено на их территории, ставя это по незнанию в заслугу только своего жуза, не ведая о том, что в тот период на берегах Сырдарьи были зимовья всех казахских племен, так как Жетысу было захвачено джунгарами. Поэтому именно в Туркестане – столице Казахского ханства – в воздвигнутом Алимом Тимуром мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи находился пантеон-усыпальница всеказахских ханов, где были захоронены практически все именитые правители и батыры народа.
Общенациональным достоянием является и мавзолей Айша-Биби в Таразе, который был воздвигнут одним из правителей династии Караханидов над могилой своей прекрасной невесты Айша-Биби, дочери суфийского поэта Хаким-Ата. Также едины для казахов и дороги некрополь Бекет-Ата на Мангышлаке, мемориальный комплекс  святого Коркыта на берегу Сырдарьи, величавый некрополь Козы Корпеша и красавицы Баян-Сулу на излучине реки Аягуз.
А возвращаясь к Старшему жузу, можно сказать, что ещё в 1731 году батыр Бокенбай в беседе с русским послом Тевкелевым отмечал, что Старший жуз находится «в дальнем расстоянии к бухарам и с Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый именем Чолбарс». В принципе к сепаратизму были точно так же склонны и племена Младшего жуза, где пользовались популярностью идеи откочёвки на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как Средний жуз по ордынским представлениям являлся «Тахт Ели» («Престольным владением»). И потому именно ханы Среднего жуза являлись старшими, то есть общеказахскими ханами.
Вот и Н. Назарбаев, придерживающийся в проводимой внутренней и внешней политике лучших традиций всеказахских ханов, по праву будучи одним из них, – если следовать исторической канве, – был выпестован, окружён вниманием и заботой, приобрёл необходимые качества первого руководителя вдали от своей малой родины и земляков – на священной земле Сары-Арка. Поддерживаемый аргынами и найманами, он удачно прошёл сквозь лабиринты политических козней своих оппонентов – московских и доморощенных. Победителей не судят: где мудростью, а где и расчётом, где посулами, а где и жесткостью – как к недругам, так и ко вчерашним сподвижникам и союзникам. Сегодня – и это надо признать без кокетства и лести – Казахстан состоялся, наша республика уважаема и признана мировым сообществом. Но только История даст ответ, бронируя Елбасы место на своих скрижалях... И только память народная будет, в отличие от беспристрастной Истории, достойной оценкой эпохе правления некогда скромного паренька из Ушконыра, взлетевшего волей судеб на властный Олимп. Какой будет эта оценка, – нам не дано знать. Но она будет зависеть и от того, в какую сторону будет дрейфовать Казахстан из-за силы исторической инерции и пунктирно обозначенной траектории развития (заложенных механизмов управления, ценностей и доктрин). Будет зависеть и от того, в чьи руки попадёт этот вожделенный скипетр. И дадут её будущие потомки!
Каждому народу предписаны свой удел и своя судьба. Всевышний наделил казахов необъятными просторами и богатыми недрами. Казалось бы, есть все предпосылки для достойной жизни в современном мире. Славное прошлое даёт зарядку духа и способствует сохранению здоровых нравственных устоев народа. И если вспомнить прошлое, то взлёт нации приходился на те периоды, когда народ объединял единый правитель, защищавший интересы всех родов и племен. Объединённые племена превращались в могучую силу. И мы теперь должны сосредоточиться над настоящей трансформацией в единый казахский народ, без дроблений по родовым признакам, что на руку корыстным политикам: ведь именно это и стало одним из основных тормозов развития государства.
И хотя с присоединением Казахстана к России власть ханов была ликвидирована, и в царское, и в советское время имперский Центр сохранял в государственном управлении жузовый баланс казахов. С этим мы должны были считаться и после обретения независимости.
И здесь важно подчеркнуть, что с первых шагов восхождения на вершину власти первый Президент Нурсултан Назарбаев традиционно заручился поддержкой влиятельных фигур всех трёх жузов, которые могли обеспечить баланс здоровых сил. Умение консолидировать во власти интересы всех трёх жузов исторически отвечало интересам целостности и монолитности казахского общества. И такое согласование было предпосылкой легитимности правителя.

Демократия по-казахски:
жертвы трайбализма

Это хорошо, что каждый казах с детства знает свою родословную, гордится деяниями предков. Но плохо то, что родовые признаки становятся главным фактором расстановки сил в политике и экономике, а назначения на должности определяются по принципу родовой принадлежности и личной преданности. Налицо признаки трайбализма и его деструктивного влияния на происходящие в стране демократические процессы. Если в прошлые века кровнородственная связь казахов была естественной формой существования, то сегодняшнее насаждённое клановое разделение общества в борьбе за власть и источники доходов мешает здоровой конкуренции и развитию общества.
С другой стороны, возвращение к истокам и подъём национального сознания в постсоветский период стали благом и раскрыли глаза народу. Новый взгляд на историю народа и отдельных племен раскрывают книги, переиздаются труды древних авторов, появляются памятники видным представителям родов. В том, что казахи почитают своих предков, нет ничего плохого. Важно, чтобы это оставалось в культурной и социальной сфере, чтобы это не влияло на экономику и политику государства. И поэтому приходится говорить об обратной стороне этого процесса – в элитарной части общества идут подвижки, которые противоречат общепринятой логике. Идёт негласная борьба за  превосходство того или иного жуза или рода, – тем самым борьба по существу ведётся против единства нации.
Так, некоторые достаточно одиозные фигуры из окружения главы государства, уловив в своё время накапливающиеся личные обиды в связи с оппонированием С. Абдильдина, А. Кажегельдина, Г. Жакиянова, стали искусственно нагнетать истерию, плести кружева интриг и домыслов, инсинуаций и оговоров, перенося тяжесть недоверия из межличностных отношений Нурсултана Назарбаева с упомянутыми самостоятельными политическими фигурами – в область межродовых и межжузовых отношений. И, надо сказать, весьма и весьма преуспели в этом.
В результате интриг окружения «ноль первого» «чёрную метку» получил Средний жуз. В народе рассказывают, что кадровики первопрестольной при кадровом выборе показывают три пальца, демонстративно загибая средний, сопровождая это многозначительным кивком головы вверх.
Демократия у нас, как лоскутки, – то зад прикрывает, то перед. В зависимости от проявленного Западом интереса. А облачить всё тело в демократическую тогу нет ни возможности, ни – главное! – желания и политической воли. Эдакие лысенко во власти, найдя субъективные и чувствительно болезненные струны президента, эта клика вчерашних претендентов на власть, получив «отлуп» от президента (и слава Богу!), перестроившись, стала дистанционно управлять «ноль первым», по ходу и себя делая востребованными и сея межродовую рознь. При этом с криком «держи вора» пишут очередной пасквиль-донос на очередную политическую жертву трайбализма. Думаю, что и их имена, – а они на слуху, – должны быть вписаны в антиказахскую историю и стать нарицательными как имена апологетов трайбализма со своими убогими представлениями о государственном строительстве.

Генетический код, или Исторический ход

У многих дотошных экспертов на слуху та история, когда года три назад один весьма известный в научных кругах профессор издал свой вариант истории трёх жузов в академическом изложении, однако был подвергнут остракизму госбюрократии и под давлением вроде как сам изъял и уничтожил тираж.
В этой связи возникает резонный вопрос: почему опять – история трёх жузов? Даже стопроцентная вероятность того, что придворные историки с пеной у рта спустят всех полканов, не должна останавливать истинных учёных с академическим подходом. Потому что они, эти самые придворные историки, смотрят на наше общее прошлое глазами Акорды. К этому надо добавить ортодоксальных апологетов, стоящих на защите интересов каждого, отдельно взятого жуза, равно как и каждого, отдельно взятого рода. Как водится, в нашей стране право трактовать отечественную историю – и особенно сквозь болезненную призму жузов – приватизировано. Не в угоду официальной сбалансированной линии, но в угоду некоторым официальным персонам.
Так почему?
Потому что именно в нашем прошлом, в истории зарождения жузов, в их определении, в этимологии этнонима «казах» и кроется ни много ни мало – историческая память народа, генетический код! Именно эта незапятнанная память позволит найти ключи к настоящему: определить этногенез, родоплеменную структуру общества, выработать не мнимые и навязанные, а настоящие, общегражданские ценности, на фундаменте которых и можно построить структуру власти, отвечающую исконным ценностям казахского народа и его идущим из глубины веков традициям, основанным на Историческом праве!
Пока это не произойдёт, родоплеменной пасьянс в руках случайных чиновников по-прежнему будет оставаться инструментом кадрового назначения, инструментом политического выбора, инструментом манипулирования... – не общественным и гражданским, а электоральным сознанием, квазиправовым инструментом насаждения субъективных взглядов горстки людей.
И ещё здесь хотелось бы разъяснить одно искусственно внедренное многолетнее заблуждение по поводу включения в состав казахского народа как самостоятельных единиц торе и кажи. Ни наследники Чингисхана, ни потомки первых проповедников Ислама, на наш взгляд, не могут представлять, подобно древним племенам и родам, отдельные крылья казахского народа, образуя некую не обоснованную современными политическими реалиями исключительность и обособленность. Если уж общеказахские ханы стали представлять роды по месту их проживания, то вышеупомянутым потомкам проповедников и наследников Чингисхана надо определяться и причислять себя к местному, соответствующему роду проживания. Их надуманная обособленность, как наличие купленной справки из поликлиники, собеса или архива, является деструктивным элементом, также мешая подлинному единению нации.
Более того, на слуху целый ряд крупных госчиновников, политиков и общественных деятелей, мелкопартийных лидеров, вскормлённых молоком матери и благословенных при рождении обрядом бата отцом конкретного рода, которые в угоду политической конъюнктуре (капризу) вдруг, приспособляясь, становились торе, кожа, жалаирами, шапрашты и т.д., – не боясь духов своих родовых предков, не стыдясь старейшин рода, детей, родственников и общественности. Редакция проводит собственное исследование, составляя списки тех, кто в угоду сегодняшней конъюнктуре произвольно и самочинно приписался-пристроился к тем или иным родам – с тем, чтобы проследить, в кого они перекрасятся в постназарбаевский период.
Во-вторых, народ обязан знать, кому он доверяет сегодня власть. Предавший сегодня свой род и заветы предков – предаст завтра и родину. Не заботясь о сородичах, он не может сегодня позаботиться и о народе. На понимание такого отказа от собственной «пятой графы» в истории человечества могут рассчитывать только евреи, ибо угроза геноцида для них была очевидна: сменить в паспорте национальность их вынуждала порой и царская колониальная политика, и скрытый антисемитизм Советского правительства.
Видимо, будет правильным во имя сохранения мира, уважения и взаимопонимания между казахами не копаться в этимологии и  исторических причинах обозначения Старшего жуза именно «Старшим». Раз уж так исторически сложилось – так тому и быть, но нужно менять в таком случае ощущения, содержание, цели и обязанности. Но этот «этноним» должен быть номинальным, артефактным, не дающим политические и экономические привилегии, но дающий, возможно, – моральные.
Так, скажем, представители родов Старшего жуза должны понимать: что жузовая принадлежность – не право на привилегии, награды, должности, национальные богатства и не право на менторство с назиданием! Это – не право сеять межжузовый шовинизм. Это – не право сеять межродовое чванство. Старший жуз – это в первую очередь обязанность поддерживать мир, понимание, привносить чувство такта, политкорректности, проявлять заботу, давать ощущение единой семьи казахов. Право сидеть во главе стола у казахов надо заслужить мудростью, справедливостью, отеческим отношением ко всем. И эту ответственность за мир в нашем многострадальном доме, на нашей священной земле Атамекен обязаны чувствовать не только наделённые властью, но и рядовые, простые граждане – старшие братья Старшего жуза. Иной путь губителен для нашей страны. И политическая трансформация общества и власти должна происходить с особым тактом и учётом сложившихся межродовых традиций. Иначе трайбализм произрастёт на бытовом уровне, что, кстати, уже замечается. И тушить его будет гораздо труднее, чем погасить в зародыше среди псевдоэлиты.

(Продолжение в следующем номере)