Закон — по личному усмотрению?

«Дело Матаевых» продолжается: суд отклоняет все ходатайства адвокатов, а под пресс силовиков попали региональные руководители Союза журналистов РК

На прошедшей неделе дело в отношении возможного хищения госсредств при исполнении Национальным пресс-клубом и информационным агентством КазТАГ госзаказов, по подозрению в котором находится под домашним арестом глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, продолжило набирать обороты. Суд демонстративно отказался принимать любые возражения адвокатов Матаева на нарушения законности процесса, а в регионах начали вызывать на допросы руководителей региональных отделений Союза журналистов. Регионы в ответ начали показывать зубы.


Защита не засчитана

В минувший четверг Алма-Атинский городской суд оставил руководителя Союза журналистов Казахстана и Национального пресс-клуба Сейтказы Матаева под домашним арестом, несмотря на апелляции со стороны адвокатов Андрея Петрова и Мадины Бакиевой. Петров и Бакиева сначала и вовсе заявили отвод судье, поскольку он уже рассматривал ранее жалобы на постановления следственного судьи – на санкционирование ареста имущества Матаева и на санкционирование выемки документов в офисах КазТАГ и Национального пресс-клуба. Судья Ардак Ешеев удалился в совещательную комнату примерно на полчаса и в удовлетворении отвода отказал. После этого он достаточно быстро оставил Матаева под домашним арестом на два месяца – санкция может быть продлена, посчитав, что глава Союза журналистов Казахстана нарушал обязательство явки на допросы. При этом сами адвокаты продолжают категорически заявлять о том, что никакого нарушения явки не было – допрос был назначен 22 февраля на 15:00, однако уже в 9:30 Матаев был задержан и доставлен на допрос принудительно.

«Судом приняты во внимание только доводы антикоррупционной службы по городу Алма-Ате о нарушениях Матаевым по явкам на допросы и всему прочему, – говорит адвокат Мадина Бакиева. – Но не приняты документально подтвержденные доводы адвокатов о том, что Матаев Сейтказы Бейсенгазиевич все время являлся на все следственные действия, не срывал ни одного следственного действия. Кроме того, 22 февраля от него было заявление в антикоррупционную службу о том, что адвокаты находятся в городе Астане на процессе, и в связи с этим просил отложить данное следственное действие. Однако в нарушение всех норм УПК Матаева Сейтказы принудительным приводом доставили в здание антикоррупционной службы и с нарушением права на защиту задержали в порядке ст. 128 УПК РК».
Адвокаты заявили, что по согласованию с Сейтказы Матаевым могут обратиться в международные организации по защите прав человека. Этот шаг, надо сказать, напрашивался сам собой, особенно если взглянуть на судьбу дел, так или иначе связанных с судьей Ардаком Ешеевым. Господин Ешеев неразрывно связан с судами по резонансным делам.
Во-первых, между заседанием об отводе и заседанием об оставлении в силе домашнего ареста Ешеев успел наложить арест на имущество, оставленное в залог по делу редактора сайта Nakanune.kz Гузяль Байдалиновой, которая задержана в связи с обвинением «в организации подготовки и размещения заказных публикаций» о деятельности АО «Казкоммерцбанк». При этом Ешеев отменил решение суда первой инстанции, но вынес свое, практически полностью дублирующее отмененное. И хотя квартира Байдалиновой не принад-лежит, Ешеев посчитал, что раз она там де-факто жила, имущество залогодателю отдано быть не может.
Во-вторых, он же рассматривал решения о продлении меры пресечения до суда активистам Серикжану Мамбеталину и Ермеку Нарымбаеву, процесс по делу которых стал одним из ключевых в прошедшем году. В обоих случаях Ешеев меры пресечения продлил. Кроме того, Ардак Ешеев в 2011 году дал 4,5 года условно человеку, который в ходе ссоры расстрелял из пистолета двух братьев (один из них спустя 12 дней умер в больнице), а затем заявил на суде, что посчитал, будто бы пистолет газовый, а не боевой. Чуть позже другой суд заменил условный срок на реальный.
В интернете несколько лет активно распространяются списки судей, которые «Общество молодых профессионалов Казахстана» назвало «черными». «Эти судьи отличились своей некомпетентностью: предвзятостью, желанием извратить законы по своему личному усмотрению», – пишут авторы списка. Ардак Ешеев в списке из 75 фамилий присутствует, хотя с появлением в нем наверняка не согласен. В профильном журнале «Зангер» в августе 2015 года Ешеев писал, что «основной закон отводит судебной ветви главенствующую роль в отправлении правосудия, направленного на обеспечение приоритета прав человека», а «судебная система занимает все более важное место в жизни казахстанского общества, непосредственно участвуя в построении правового, социально ответственного, демократического государства».


Спустились в регионы

Всю прошедшую неделю российские СМИ и СМИ Центральной Азии продолжали посвящать свои материалы делу Сейтказы Матаева. В частности, в Кыргызстане главы медиа-организаций выступили с коллективным обращением, в котором еще раз упомянули о необходимости честного и объективного расследования и о том, что дело не должно стать средством давления на свободу слова. «Казахстан, ратифицировав такие договоры, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, взял на себя обязательства по защите основных прав и свобод человека, – цитирует текст заявления фонд «Адил соз». – Эти обязательства включают и право на справедливый суд и презумпцию невиновности. В связи с чем недопустимо до окончания следствия однозначно обвинять Сейтказы Матаева в совершении преступления и, тем самым, дискредитировать его в профессиональной среде. Следственные мероприятия по уголовному делу Сейтказы Матаева должны проходить объективно, тщательно и гласно под пристальным вниманием общественности». Примечательно, что в числе подписавших заявление – директор общественного фонда «Институт Медиа Полиси» Бегаим Усенова, и одновременно с появлением документа сайт фонда media.kg внезапно оказался заблокирован на территории Казахстана.
Кроме того, медиа-менеджеры и журналисты Казахстана создали Комитет поддержки Сейтказы Матаева. В число участников Комитета вошли известные журналисты: Тамара Калеева, Александр Краснер, Ермурат Бапи, Юрий Мизинов и другие. Сопредседателями стали Тамара Калеева и известный журналист Маржан Ельшибаева. Поддержка пришла из регионов – в первую очередь из западных, известных своей честной по отношению к стандартам профессии прессой. Речь о газетах «Ак Жайык» из Атырау и «Уральская неделя» из Западно-Казахстанской области. Участники Комитета планируют провести акции солидарности с Матаевым в разных городах Казахстана. В Комитет также вошли российские и зарубежные журналисты.
Между тем силовики, занимающиеся делом Матаева, тоже отправились в регионы. Так, на допрос 8 марта был вызван руководитель Астанинского филиала Союза журналистов Казахстана, известный казахстанский журналист Магжан Садыхан. Комитет поддержки Сейтказы Матаева связывает активность силовиков с тем, что руководители региональных отделений Союза журналистов Казахстана написали обращение на имя президента страны Нурсултана Назарбаева с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг Сейтказы Матаева. Подобное письмо, напомним, писал и сам Матаев в тот момент, когда еще находился на свободе. Президент письмо прочел и поручил разобраться – однако ситуация сложилась совсем не так, как можно было предположить.
Напомним, Сейтказы Матаева задержали 22 февраля в связи с делом о возможных хищениях в рамках госзаказа со стороны Национального пресс-клуба и информационного агентства КазТАГ. Матаев категорически отрицает свою вину, и просил на суде при определении меры пресечения отпустить его под залог, чтобы собрать документы для доказательства своей невиновности. Суд вместо этого отправил Матаева под домашний арест. В конце февраля у Сейтказы Матаева случился гипертонический криз, и он был госпитализирован в городской кардиологический центр.