Солдат любви народной
- Подробности
- 4299
- 13.05.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Памяти Батырхана Шукенова
Обычно траур объявляют по случаю общенациональной трагедии, и люди искренне скорбят и выражают свое сочувствие, или когда уходит из жизни руководитель государства, у которого были и приверженцы, и те, кто особо не скорбит по поводу его ухода.
Но бывает и истинно народный траур, когда сограждане без всякого указа или решения сверху искренне скорбят, как по недавно ушедшему из жизни известному музыканту, любимцу не только всех казахстанцев, но и россиян Батырхану Шукенову.
В те дни я был рядом с тысячами жителей южной столицы. Стоял с ними у Дворца Республики и старался подпевать, когда многотысячный «хор имени Шукенова» пел его знаменитые хиты.
В чем же феномен Батырхана? Уходили же из жизни и более знаменитые и именитые деятели культуры, легенды своего времени. Почему именно смерть Батырхана заставила общество встрепенуться?
Он стоял особняком в сонме других эстрадных деятелей. К сожалению, этот сонм становится все более однотипным. Все как-то похожи друг на друга: и стандартными песнями, и околосветскими скандалами о своих похождениях в узком богемном кругу. Все меньше и меньше настоящих творческих индивидуальностей.
Он все же выбивался из общего ряда. И может быть, поэтому не был обласкан властью. Хотя пишут, что в свое время он был советником елбасы по культуре. Любой другой на его месте использовал бы этот статус для получения, как минимум, хорошей должности в госучреждении культуры или звания лауреата Государственной премии.
Он выжил и состоялся в конкурентной творческой среде соседней России, где и своих-то особо не жалуют.
Он был неформальным представителем казахской эстрады за рубежом, как и его родной коллектив «А-Студио». И в день прощания у его гроба стояли и тысячи убеленных сединами почитателей его таланта. Значит, дело не только в тинейджерах, рыдающих по очередному кумиру (даже само слово «очередной» как-то неуместно по отношению к Батырхану).
Возможно, это некая ностальгия по тем далеким уже временам, когда само понятие «эстрада» имело человеческую душу и бунтарский дух конца 80-х – начала 90-х, выходя из тесных рамок трехаккордового шансона.
Он был кумиром целого поколения, но оставался доступным и простым в общении.
Он был скромен в жизни, но дерзок и безумно талантлив в искусстве.
Он был…