Страна с «мәңгілік»... реформами?
- Подробности
- 5728
- 13.05.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Такое впечатление, что наверху все договорились между собой: проведем выборы, а дальше – все по старинке
Грешен, похвалил власть накануне выборов. Был повод. Президент заявил о необходимости пяти институциональных (определение-то какое многообещающее!) реформ. Он даже отметил, что эти реформы могут коснуться и самой Конституции. Но все мои радужные ожидания, кажется, так и останутся в статусе ожиданий.
Если накануне выборов в заявлениях президента была довольно ярко выражена настроенность на реформы (в том смысле, в каком мы их понимаем и хотели бы понимать), то сразу же после выборов обществу был подан ясный сигнал: особых реформ не будет. Что, кстати, и следует из содержания инаугурационной речи президента.
Со многими тезисами елбасы можно (наверное, и нужно) согласиться.
Например, о некоторых опасностях для Казахстана. Как заявил елбасы, «нашему дальнейшему развитию угрожает 5 новых внешних вызовов». Среди них «кризис мирового порядка и нарастание общей неопределенности», «турбулентность мировой экономики», «изменения климата», проблемы «Центральной Азии» и «кризис глобального порядка и нестабильность мировой экономики».
Но не знаю, кто готовил текст президенту, но мне кажется, что в этот список можно было бы добавить что-то из угроз внутренних. Но наша власть из года в год твердит одно и то же: все беды не от нас самих, а исключительно извне!
Думаю, что именно в этой концептуальной ошибке и заключаются все наши проблемы! Ибо если неправильно поставлен диагноз, то и лечение не может быть эффективным!
Все мы понимаем, почему власть упорно не желает называть внутренние угрозы: сам факт их признания автоматически приведет к вопросу, кто в это виноват. В условиях несменяемости всех ветвей власти даже поиск ответа на этот вопрос может привести к коллапсу в структурах государственной власти!
Президент также отметил «стоящие перед страной пять масштабных внутренних задач». Среди них: «увеличение доли среднего класса как опоры нашей стабильности», «развитие Единого внутреннего рынка и сбалансированное развитие всех регионов», «борьба с коррупцией», «создание новых рабочих мест», и «укрепление единства нации на новом витке истории».
Несомненно, нужные и очевидные задачи. Но что-то они не тянут на «реформаторство», ибо точно такие же задачи ставились властью и раньше.
Президент обозначил общие контуры пяти институциональных реформ.
«Первое. Предстоящая реформа системы государственной службы сформирует прозрачную и эффективную модель, при которой служащие будут уважать права граждан и служить их законным интересам».
Не кажется ли вам, дорогой читатель, что за последние годы мы как-то уж слишком «заболтали» проблему реформирования госслужбы? Постоянные новшества, неизвестно откуда взятые корпуса «А» и «Б», разделяющие госслужащих на касты (которые уже стали темой для множества анекдотов), сплошные перетряски, слияния и разделения функций в самом Агентстве по госслужбе – это все, надо признаться, создало не очень хороший фон для будущей реформы. И реформаторам теперь надо будет сделать нечто, чтобы народ наконец-то поверил в истинные намерения власти разгрести авгиевы конюшни кадровой политики государства!
«Второе. Реформа сделает судебную систему беспристрастной».
Судебная реформа важна. Но боюсь, что все снова сведется к неким «внутрисудебным новациям», которые не смогут в корне изменить ситуацию. И вряд ли, как мечтает елбасы, «справедливый суд станет доступным для инвесторов и бизнеса. Право частной собственности будет незыблемо».
Третий контур касается экономики: «Для обеспечения экономического роста, основанного на индустриализации, мы проведем кардинальные структурные реформы».
Думаю, что нам надо наконец-то определиться с понятием «структурные реформы». Не секрет, что для многих это всего лишь очередная перекройка структуры правительства или создание очередного монстра, похожего на «Самрук-Казына». Иных структурных реформ у нас и не бывает.
«Для диверсификации экономики мы привлечем транснациональные компании в перерабатывающую промышленность, что обеспечит выход Казахстана на мировой рынок». Идея хорошая, но такое ощущение, что я ее где-то раньше слышал. Или спичрайтеры президента не читают свои старые записи?
«Четвертое. Многообразие нашего общества – это наша сила, а не слабость».
Это, пожалуй, самый беспроигрышный тезис власти, который используется из года в год, но, к сожалению, не наполняется новым, адекватным существующим внутренним и внешним реалиям содержанием. Просто мантра и все.
«Пятое. Реформа сделает работу государственного аппарата прозрачной и подотчетной гражданам». Но, извините, этот же тезис уже прозвучал под №1 (!).
Государство, конечно, надо уважать. Надо его укреплять, и, как сказал президент, «государство должно стать компактным и больше полномочий делегировать негосударственному сектору». Но зачем из пяти контуров институциональных реформ два (!) посвящать реформе госслужбы?
Понятно, что все это на самом деле только контуры, обозначенные в инаугурационной речи елбасы. Будем ждать анонсированного президентом конкретного Плана нации «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства». Хотя немного смущает само название: снова акцент сделан на «государственном строительстве»…
Одним словом, мы не только «Мәңгілік ел» («Вечная страна»), но и страна с «мәңгілік» (вечными)... реформами!
Вторая причина моего пессимизма связана с организационной частью реализации этих реформ. Да, создана Национальная комиссия по модернизации. Но посмотрите, кто в нее вошел – «знакомые все лица»! Тот же премьер, тот же руководитель администрации президента со своими заместителями, зампредседателя Мажилиса. Одним словом, все те, кто как раз и привел страну в такое состояние, которое, по словам самого президента, «надо реформировать».
Заметьте, тот же кадровый застой наблюдается и после инаугурации президента: впервые в новейшей истории Казахстана после выборов не произошло ни одного (!) кадрового изменения во всех ветвях (!) власти! Такое впечатление, что наверху все договорились между собой: проведем выборы, а дальше – все по старинке.
Конечно, провластные политологи могут преподнести этот факт как показатель суперстабильности, монолитности и успешности правящей элиты. Но глядя на участившиеся межклановые разборки и откровенные ляпы в социально-экономической политике государства, сложно такое утверждать.
Намеренно не останавливаюсь на «необходимости политических реформ, которые назрели – дальше некуда». Неудобно как-то повторять одно и то же в течение стольких лет… Кстати, сам президент (правда, в инаугурационной речи на казахском языке) назвал объявленные реформы «народными». А где же сам народ и его представители в процессе реализации этих самых реформ?
«Время мировых перемен ставит каждое государство перед выбором: или реформы, или деградация», – сказал президент.
Полностью с ним согласен!