С «оранжевым» зимой и летом

Легендарному хоккеисту алма-атинского «Динамо» Александру Михайловичу Ионкину 15 января исполняется 75!



Так или иначе, в судьбе каждого из нас, кто-то сыграл определенную роль. В неоднократных беседах с Александром Михайловичем Ионкиным, я понял, что первым таким человеком для него стал старший брат Юрий, который из провинциального Уральска привез 15 летнего паренька в тогдашнюю столицу Казахстана Алма-Ату и попросил самого Эдуарда Фернинандовича Айриха – тренера по хоккею с мячом алма-атинского «Динамо», посмотреть в деле его младшего брата. Очень смелый поступок. На что надеялся брат, до сих пор не знает Александр. Они не были даже знакомы. Но вера в братишку, который в свои школьные годы был в родном городе лучшим среди мужиков в русском хоккее, давало ему право добиться просмотра. Верилось с трудом, что наставник согласится. Но Айрих, с немецкой педантичностью сказал: «Ну, давай, переодевайся».

- Как сейчас помню, - рассказывает ветеран, - коньки дал мне Казбек Байбулов, с ним меня потом свяжет многолетняя дружба, а щитки протянул Костя Суетнов. Я и отбегал с основой тренировку. Потом мы уехали. На прощание Айрих сказал: «Закончишь школу, я тебя вызову». Тогда мальчуган мимо ушей пропустил слова коуча. «Не думал, не гадал, что меня судьба свяжет с командой «Динамо» - рассказывал много лет тому назад Александр Михайлович. - Хотя все мальчишки того времени, наверное, мечтали стать игроками такой команды».

Но однажды он получил письмо, подписанное Айрихом. В нем тренер сообщал, что в октябре приглашает на сборы. Приятная новость. Все были рады, кроме матери. Но тогда паренек уже работал, а вечером посещал школу рабочей молодежи. Поэтому считал себя самостоятельным. Для Александра самым главным были рекомендации брата, который говорил: «В любом деле надо быть самим собой. Старайся, никогда не терять себя». И эти слова Юрия, стали для него правилом жизни.

Вторым человеком, конечно же, стал Эдуард Айрих. Он все годы, а выступал Александр Ионкин за «Динамо» с 1966 по 1985 годы, по-отечески опекал его. Парень понравился мэтру русского хоккея своим боевым характером. Но главным козырем Саши была, конечно же, скорость. «Он бы мог стать и спринтером-конькобежцем», - говорили тогда специалисты. Это сразу заметил трехкратный чемпион мира Юрий Варзин, приехавший в средненькую (в то время) команду - алма-атинское «Динамо» из титулованного СКА (Свердловск). Просто так на периферию не уезжают. Значит, за ним были грешки. Поговаривали, что он иногда нарушает спортивный режим.

Когда они впервые вместе вышли на лед Варзин скажет: «Ты положи клюшку на лед и беги, что есть мочи к воротам. А я тебе выдам пас, и ты забьешь». И когда «оранжевый» оказывался у него, Саша бежал к воротам соперника, и пас от Варзы получался прямо на его клюшку. Так новобранец в своем первом сезоне несколько раз забивал голы. Вообще Юрий Федорович был виртуозом в игровом «ансамбле». Такое на поле вытворял, что не только болельщики, да и сами хоккеисты, даже из состава соперников, получали удовольствие от игры. Это был концерт для души.

- Более великого в русском хоккее никого не встречал, - рассказывает Ионкин. – Был свидетелем, как тренеры в последний момент включали его в список сборной. Так было в 1967, когда он стал четырехкратным чемпионом мира. Списки сборников давно составили. А тут алма-атинцы играют на выезде против одного из лидеров. И Варзин творит на поле чудеса. После матча в раздевалку заходит тренер сборной СССР и говорит: «Юра, ты никуда не едешь, остаешься в Москве и готовишься к чемпионату мира». Похоронен он у нас в Алма-Ате. Хотя уроженец российского Урала.

Большим мастером был и Евгений Агуреев, который как шило протыкал оборону соперников и забивал голы. Лишь бы ему доставили мяч, и он найдет способ, как поразить ворота. На нем могут висеть несколько защитников, но он не упадет, протаранит оборону соперников. Позже таким был Ринат Шамсутов, Алексей Никишов и другие. Вообще состав алма-атинцев, начиная примерно с 1973 по 1985 годы – это элита. Команды мечты…

Хотя «Динамо» (Алма-Ата) было составлено в основном из россиян. Начинаем вспоминать, кто же из воспитанников нашей республики играл в чемпионском составе «Динамо» (1977 г). Оказалось, что только один – Александр Ионкин. Да и сам клуб в гордом одиночестве бился с 11-ю командами российской федерации. И наших «урюков», так называли северные соседи алма-атинскую дружину, очень побаивались российские команды. Алма-атинцы никогда без боя не сдавались. А чаще сами выходили победителями. Даже над титулованными коллективами. А когда приезжали в такие города, как Калининград, Архангельск, Новосибирск к ним в раздевалку наведывались местные послы и просили много не забивать. Ионкин был одним из лучших бомбардиров клуба. На его счету около 300 голов. Он - один из рекордсменов по количеству проведенных матчей за «Динамо» - 431! Становился чемпионом СССР (1977 г.), победителем Кубка европейских чемпионов (1978 г). В коллекции зимнего хоккеиста еще шесть серебряных и три бронзовых наград.

Спрашиваю, а за сборную хоть одну игру сыграл? На что, улыбаясь, Михалыч говорит: «Москва нас не очень жаловала. Брали двоих-троих. Не более. Это сравнимо с попаданиями в отряд космонавтов. Первой ласточкой от нас стал Валерий Мозгов. Но закрепиться в сборной СССР так и не смог. Потом прописку в главной команде получили: Бочков и Лобачев. Их потом переманили в красногорский «Зоркий».

- Говорят и вас сватали?

- Еще как! Попросту команду стали «растаскивать» по другим клубам после завоевания золотых наград. Первым ушел Славка Панев. Потом, когда мы возвращались из Финляндии, в Москве на вокзале к нам подошел Евгений Папугин, тогдашний тренер «Зоркого». Он нас троих - Валерку Бочкова, Леху Лобачева и меня, пригласил к себе в машину. «Газ-24» черного цвета стоял неподалеку. Я обратил внимание, что номер автомашины – 00-10 совпадал с игровым номером Папугина. Когда сели в авто, он вытащил связку ключей и сказал: «Если даете добро, сейчас поедем выбирать вам квартиры в Красногорске». Это практически была Москва. Отсюда, где мы находились, примерно ехать до этого пригородного населенного пункта минут 15-20-ть. Он сообщил предварительно и суммы нашего заработка и обещал ускорить решение вопроса с получением автомобилей. Я сразу встал и ушел. Я никогда не любил Москву. Мне нравилась Алма-Ата. Через час вернулись Леха с Валерой. Их все устроило. Они успели съездить и выбрать квартиры. Там к тому моменту проживал еще один наш игрок Валера Мозгов. Потом в советском хоккее наступила эра «Зоркого».

Именно в это время ушел из команды и Эдуард Айрих. Он перешел на летний хоккей, чтобы сосредоточиться на сборной СССР, которая должна была выступить на домашней Олимпиаде 80-го года. Ионкин остался в зимнем виде. Это он объяснил просто: «Устал играть на два фронта. Я всего два раза в Каскелене за свою жизнь был, а в Швеции 15 раз. Наездился, одним словом». Но Эдуард Фердинандович не забывал приглашать его на важные встречи. В его команде были отличные ребята - Фарид Зигангиров, Саша Осинский, Мурат Жексенбеков, Саян Шаймерденов, Александр Гончаров и другие. В составе дружины летних хоккеистов Александр Ионкин - семикратный чемпион СССР, и трижды серебряный призер. Вместе с товарищами поднимал над собой и Кубок европейских чемпионов. Понимаете, какая колоссальная нагрузка физическая и моральная ложилась на него! Он зимой бегал в русский хоккей, летом «оранжевый» шарик гонял на зеленом покрытии.

После завершения спортивной карьеры стал тренером. Успешно работал с национальной командой Казахстана. Под его руководством сборная дважды (2003, 2005 г.г.) становилась бронзовым призером чемпионатов мира по русскому хоккею. Сегодня сидит дома. Подвело зрение. Практически ничего не видит. Но в своей квартире ориентируется, как зрячий. Знает, где что лежит, сам включает телевизор и слушает новости. Праздником становится тот день, когда к нему в гости заглядывают друзья. Их не много. Ждет лета, чтобы сыграть свадьбу внуку и отправиться в Москву к племяннице.



- Мне повезло с моей второй половиной – Татьяной Федоровной, - сказал в последний наш приход Александр Михайлович. - Это был надежный тыл, который помогал мне ковать победы. И в водовороте жизни я давно понял, что слагаемые успеха складываются именно из отношений людей к делу, из любви к ближнему. Побеждает тот, кто смело идет вперед.