Чиновник поколения W

Бердибек Сапарбаев из несостоявшейся плеяды



Это не некролог в обычном понимании. Это попытка на примере жизни одного видного чиновника понять место и роль целого поколения государственных и общественных деятелей, которые (каждый по-своему) реализовали свой Богом данный потенциал с начала обретения Казахстаном Независимости…

Ушел из жизни Бердибек Сапарбаев.

Работал с ним в правительстве середины 90-х, когда оно, возглавляемое премьер-министром Акежаном Кажегельдиным, взялось за неотложные, непопулярные, но необходимые для выхода из тотального, постсоветского кризиса, реформы. Нужно было разъяснять народу смысл этих шоковых преобразований. Такая задача была поставлена перед пресс-службой правительства, которую в те годы я возглавлял. В первую очередь, нужны были спикеры, которые могли бы грамотно объяснять обществу суть начатых реформ.

Именно тогда и зажглась звезда заместителя заведующего отдела финансов правительства Бердибека Сапарбаева. Он был нарасхват у журналистов: мог, в совершенстве владея двумя языками, просто и доступно разложить по полочкам сложные, порой противоречивые, решения. У него был несомненный дар ритора и полемиста.

В те годы мы были не только коллегами по работе, но и близкими товарищами. Однако, после моего ухода в оппозицию (1998 год), я по принципу «не навреди», практически прервал отношения с преуспевающим чиновником (дальнейшая карьера Бердибека известна всем). Да и он особого рвения общаться со мной не проявлял: таковы суровые реалии казахстанского истэблишмента - любые контакты с критиками власти могли принести неприятности. Хотя периодически до меня доходили его добрые слова в мой адрес.

Например, когда обсуждались итоги президентских выборов 2019 года, в которых я принимал участие, и дабы не было потрясений и жертв, признал их итоги. Мне передали его слова, сказанные им на совещании: «Мы должны сказать спасибо Амиржану. Он сохранил страну. Я знаю его с давних пор, работал вместе с ним в правительстве. Он был и остался настоящим государственником, думал не о себе и политических дивидендах, а о стране». Спасибо ему за понимание!

Бердибек всегда выделялся среди своих коллег-чиновников, поэтому и был видным государственным деятелем .

На его примере может отследить и оценить судьбу целого поколения казахстанских чиновников высокого ранга, которые вместе с президентом Назарбаевым строили, как оказалось в итоге, «старый Казахстан». Если в классификации поколений те, кто родился в середине 60-х (мое поколение) именуется поколением «X» (далее «Y» и «Z»), то предыдущее поколение, которое пришло в этот дивный мир в начале 50-х годов прошлого века, можно именовать «W». На него свалились беспрецедентные возможности в Казахстане, который в одночасье обрел Независимость и начал распоряжаться своей судьбой.

У бывшей республики СССР был уникальный исторический шанс на фундаменте народного хозяйства, заложенном отцами и дедами, и используя богатейшие природные ресурсы, построить самодостаточное государство.

До 1995 года было разделение полномочий между ветвями власти, свобода слова, плюрализм мнений. И именно в этот короткий период были созданы идейные и политические предпосылки для появления новой, прогрессивно мыслящей плеяды общественных и государственных деятелей. Формировался новый класс управленцев, которые уже без оглядки на бывшую метрополию могли вести собственную политику.

Увы, после 1995 года Назарбаев, почувствовав опасность подлинной демократии для своего всевластия, командным методом перекроил под себя Конституцию, и изо всех сил постарался опошлить эту возможность, породив семейственность, клановость, трайбализм, мздоимство, круговую поруку, подхалимаж и очковтирательство. Сколько ярких талантов не реализовали свой потенциал из-за этих препонов!

Но были личности, которые старались сохранить лицо - они выделялись из общего серого (мутного) круга. Среди них - Бердибек Сапарбаев стоит особняком.

Природные качества умелого и требовательного организатора, открытого для СМИ и общественности руководителя всегда отличали его от других коллег. В пяти областях, где он был акимом, осталась, помимо определенной критики (как же без нее, ангелов среди чиновников нет, и он принимал ошибочные решения) добрая память о нем.

Наших чиновников можно разделить на две категории: покорных исполнителей воли вышестоящего начальника и настоящих политиков, которые, находясь в жестких рамках авторитаризма, могли брать ответственность на себя. Представьте себе, как бы развивалась наша страна, если бы такие руководители действовали в другой, демократичной системе?

Глядя на нынешних, «не нюхавших пороха», безликих, безынициативных и некомпетентных, как из болашаковского инкубатора, акимов и министров, ловлю себя на мысли, что именно они, в первую очередь, против выборности своих должностей, ибо знают - в честной и открытой борьбе проиграют талантливым и компетентным.

А чиновники поколения W были известны и популярны в обществе, наиболее ярким из них предсказывали или президентство, или премьерство (но, когда наша власть учитывала мнение общества?). Для некоторых из них такие разговоры выходили боком.

Бердибека же эта участь миновала. Он оставался в строю, не растеряв уважение населения вверенных им пяти регионов даже после отъезда оттуда.

Ныне в угоду сложившейся политической конъюнктуре принято начисто отвергать все прогрессивное и лучшее, что было в течение последних 30-ти лет. Я не согласен с таким подходом. Ибо несмотря на уродливость системы, страна развивалась. И строители Нового Казахстана ( кстати, большинство из которых были на стройке Старого) должны учитывать как горькие, так и положительные примеры истории страны. Без этого Новый Казахстан обречен.

Крест же поколения W - в том, что, хотели они этого или нет, но были на службе не столько у государства, а… у государя! Именно они, даже вопреки своей воле, укрепляли режим личной власти одного человека, легитимизировали его правление.

Им всем, кто 30 лет был на высоких государственных постах, нести этот крест до конца жизни.