Русский выбор, или Памятка казахстанскому избирателю
- Подробности
- 8226
- 21.03.2012
- Амантай ДАНДЫГУЛОВ, главный редактор «Новой» — Казахстан»
Будущее казахстанской политики в зеркале российских митингов
Мы завершаем анализ предвыборных баталий и постэлекторальных схваток в России. Какие рецепты нынешнего выборного марафона в России универсальны? Какие лекала можно приложить и на нашу казахстанскую действительность? Кто снимет сливки «после драки» в постэлекторальный период?
Незримое присутствие
Самый главный участник предвыборного марафона – Путин демонстративно отказался от участия в открытых дебатах, но его участие в каждой ТВ-стычке было очевидным. Претенденты порой упоминали его фигуру куда чаще, чем своего оппонента или самих себя. Интересным кажется его публицистический дебют в эту кампанию: семь многополосных статей одну за другой публиковали провластные игроки российского медиаполя. Даже самый поверхност-ный сопоставительный контент-анализ публикаций Владимира Путина и основных постулатов президента Нурсултана Назарбаева заставляет задуматься.
.С одной стороны, краеугольный камень внутренней политики Казахстана – межнациональное согласие – стал основой и для этой путинской декларации. С другой стороны, за провалом идеи «казахстанской нации» (её предлагали сотворить по образу и подобию американского «плавильного котла») команда Путина также наблюдала с явным интересом. И, наконец, за вбрасыванием в медийную сферу идеи «перекрестить» всех казахстанцев в казахов авторы путинских публицистических экзерсисов также следили неотступно, делая соответствующие выводы, а иногда и просто компилируя: «Плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит – и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток... Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие... Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой – чужой» определяется общей культурой и общими ценностями» («Россия: национальный вопрос»).
Достижения Казахстана и в экономической сфере также были чётко поставлены в пример Путиным своему электорату и своей команде: «Показателен пример соседнего Казахстана, с которым мы с 1 января этого года находимся в режиме единого экономического пространства. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия – 120-е. Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса» («Нам нужна новая экономика»).
Пиррова победа? Или достойный исход?
Победу Путина можно расценивать по-разному. Перспективы его правления и управляемость страной в новых условиях – тоже. Путин победил уверенно, с огромным отрывом – пусть и без поздравлений от Ангелы Меркель и Николя Саркози, но зато с каким внутренним пафосом. И эти итоги выборов, как подчеркнул главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, как раз и укрепят победителя в уверенности: раз такой кредит доверия от 2/3 проголосовавших получен, значит, всё хорошо. Всё в порядке. Казалось бы...
Но за это же время общество в России изменилось кардинально. Предстояние на Болотной в Москве – уже традиция по всей России. Пикеты становятся популярной формой гражданского протеста против дискредитировавшей себя власти. Перед тем же телецентром, где москвичи, казалось бы, совсем недавно защищали команду НТВ от прессинга властей, теперь они же собрались, чтобы своими руками похоронить НТВ: телеканал вызвал бурю возмущения своей документальной лентой «Анатомия протеста». Канал рассказал, как и сколько платили участникам оппозиционных митингов: в ответ те расшифровали аббревиатуру по-новому – «НТВ: Насилие. Тупость. Враньё».
Опять же скандал с отделом полиции «Дальний» в Казани мог бы стать просто ещё одним «ужастиком» о буднях силовиков, что насилуют и убивают подозреваемых. Но жители столицы Татарстана чтением вызывающих содрогание подробностей не ограничились: с надувными бутылками шампанского в руках (подозреваемый погиб в «Дальнем» от разрыва прямой кишки бутылкой шипучки) они пикетировали здание, где располагаются эти «защитники правопорядка». Сгорая от стыда, последние уже и к расформированию готовы, и даже сноса здания просят от своего начальства. Значит, есть ещё остатки стыда у этих (не?)людей...
Таких «историй с дознанием» казахстанская действительность тоже знает немало: вышла наша милиция-полиция буквально из одной шинели. Реформирование правоохранительной системы в Казахстане началось одновременно с российскими пертурбациями силовиков. Надо признать, такие открытые проявления возмущения граждан куда предпочтительнее жанаозенского лихолетья: зрелость российского гражданского общества налицо. И сегодня уже пришла пора нашим политтехнологам сесть и призадуматься: какие зёрна бросить в почву, чтобы посеять не бурю, но вполне управляемый и легко перенаправляемый свежий бриз народного волеизъявления. Пока же на ниве казахского народного возмущения гуляют торнадо и смерчи…
Приватизация 90-х. Кто ответит и как?
Другим поворотным моментом в нынешней жизни России стали тяжёлые публичные дискуссии о событиях почти 20-летней давности. О несправедливости приватизации 90-х годов сказали практически все участники предвыборных дебатов. Чрезвычайно узкий круг людей мгновенно разбогател, а миллионы потеряли очень многое или даже всё: и речь идёт не только о приватизированных предприятиях, но и об обнулённых счетах в банках и многих других «несправедливостях».
Как с этим всем поступить теперь – рецептов было три. Коммунисты предложили вернуть всё на круги своя и национализировать все те «за копейки» купленные будущими олигархами активы. Владимир Путин настаивал на разовом взносе с миллиардных состояний в пользу госбюджета, чтобы «закрыть тему приватизации 90-х годов». Из международного опыта выбрали британский пример постприватизационного платежа 80-х годов, и глава Счетной палаты уже готовился определить размер взноса. Но сами олигархи предложили третий путь. По словам Владимира Потанина, он поддерживает введение налога на роскошь и жёсткое преследование за уход от уплаты налогов (впрочем, только экономические меры, а не уголовное наказание). Несправедливость приватизации вчерашний создатель залоговых аукционов и нынешний миллиардер (состояние до кризиса – $22,4 млрд) признал: «Изменить это, заплатив деньги, нельзя: нельзя превратить несправедливое в справедливое, заплатив деньги. Поэтому приватизация 1990-х годов навсегда останется несправедливой. Она такой была. Возникает вопрос, что дальше с этим делать? Обеспечить, чтобы в государстве и обществе было востребовано социально правильное поведение. Справедливость могла бы состоять в том, чтобы те, кому выпал этот шанс – удача, вели себя социально приемлемо... Главное состоит в том, что бизнесмены должны отработать, а не откупиться от общества».
При этом все участники сошлись на том, что те залоговые аукционы 90-х годов были созданы и проведены на некоем зыбком, но всё же законном основании. Других законов тогда и не было. Но справедливыми эти процессы, естественно, не стали. Примечательно, что и Путин в итоге согласился (заочно) с аргументами Потанина: «Отъём собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы».
О справедливости и законности в Казахстане говорил и освободившийся по амнистии известный правозащитник Евгений Жовтис. Несовершенное законодательство позволяет понятие законность толковать весьма широко: но вот понятие справедливости в нас заложено генетически. И те обездоленные казахстанцы, мимо которых сегодня проносятся джипы за 200 тысяч долларов, бесконечно терпеть такого вопиющего диссонанса не в силах, конечно же, подчеркнул Жовтис в первом своём интервью на свободе.
А значит, рецепты «от Потанина» – хотя бы самые базовые: не выпячивать роскошь напоказ – более чем актуальны и для казахстанской действительности.
Мгновенное обогащение редко приносит счастье: вот и 28-летний британец Майкл Кэрролл, сорвавший в лотерею джек-пот в 9,7 миллиона фунтов ($15 млн), спустил всё до копейки на загулы, подсел на наркотики, дважды пытался наложить на себя руки, а теперь его ещё и арестовали за кражу сэндвича и шипучки в магазине. Копеечный штраф вычтут из его пособий: он уже снова сидит на шее государства.
Кто и как сколачивал состояния в Казахстане, – мы знаем отлично. Кому по карману и яхты, и правосудие, – известно тоже: заставить неким образом делиться олигархов и их «золотых» отпрысков с плебсом малореалистично без социальных потрясений. Но дать им возможность встать обеими ногами на грешную землю, вернуть их с небес на землю общество просто обязано. Вряд ли эти строки прочтёт сама золотая молодёжь, но, скорее всего, их пробегут глазами представители старшего поколения, которым небезразлична судьба потомства: переданный миллиард убивает наследника, лишает смысла жизни.
У нас ещё есть шансы сократить эту безумную пропасть между малоимущими и имеющими всё – мирным путём: но погромы в Бишкеке и тревожные зарницы Жанаозена – уже нас поторапливают. Құдай сақтасын, но на отъезжающий поезд можно и опоздать.
Вместо «пиара» кисельных берегов
...Почему именно на ярких и скандальных репликах, обидных и оскорбительных диалогах была построена предвыборная кампания кандидатов на скипетр и державу, – вопрос, конечно, риторический. Телевидению это даёт рейтинги, кандидату – известность, а «чёрный» PR – всё равно PR. Единственная священная корова, оставленная во всех этих перипетиях девственно незамаранной, чистой и непорочной, впрочем, всегда присутствовала. Это – народ. Электорат. Россию каждый из пяти участников марафона с одинаково стальным блеском в глазах называл «великой», а судьбу её в судьбах всего мира – исторической. Путь Руси – сакрален. В будущем себя народ ещё покажет, поднимется, осветит благостным сиянием всех прочих... О самом народе все поголовно участники баталий говорили только хорошо. Как о покойнике. Как о мертвеце.
Просто цифры
Россия занимает первое место в мире по абсолютной величине убыли населения. За последние 20 лет в России вымерло более 7 млн человек: ежегодно страна теряет по численности населения целую область, равную Псковской (или город Краснодар). Количество самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев в РФ сравнимо с уровнем смертности в Анголе и Бурунди. По продолжительности жизни мужчин страна занимает примерно 160-е место в мире, уступая Бангладеш. Население со 140 млн человек (2012 г.) к 2025 году сократится до 121 — 136 млн. 8 из 10 обитателей домов престарелых имеют родственников, которые способны их содержать. 80% воспитанников детских домов имеют живых родителей. Беспризорников – 2 — 5 млн (после Великой Отечественной войны их было 700 тыс.). В Китае их меньше в 100 раз. По данным следственного комитета РФ за 2010 год, 100 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступлений, из них 1700 детей были изнасилованы и убиты. Россия опередила даже Южную Африку: каждый день у нашего северного соседа убивают от четырех до пяти детей. 30 тыс. россиян ежегодно гибнет от наркотической передозировки (население небольшого городка), а от водки – 70 тыс. человек (впятеро больше, чем потерял СССР в Афганистане). На гражданина РФ в год приходится 15 литров чистого спирта: угроза выживанию нации возникает уже при вдвое меньшем объёме потребления (по данным ВОЗ). Размер взяток в России удесятерился, страна соседствует с Гвинеей-Бисау и Кенией (154-е место из 178).
Ни один из политических шоуменов не рисковал говорить обидные и жёсткие слова своему зрителю: шпильки, грязь и угрозы – только сопернику. Фраза Карла Маркса «чтобы вдохнуть в народ отвагу, нужно заставить его ужаснуться самому себе» встала бы комом в горле и у самого «красного» кандидата, не говоря уже о всех прочих.
Эту цитату автора «Капитала» озвучил не коммунист, а самый что ни на есть обласканный успехом публики лауреат Госпремии Казахской ССР (1972, за сценарий фильма «Конец атамана»), офицер Ордена искусств и литературы Франции, а также Ордена Почётного Легиона Франции, режиссёр и сценарист, сын создателя советского гимна Сергея Михалкова – Андрон Кончаловский.
«Я русский и скучаю по своей Родине, потому что я её не вижу! Я не вижу страны, которой хочу гордиться. Я вижу толпы недовольных, раздраженных лиц и чужих людей, боящихся друг друга! Я хочу гордиться своей Родиной, а мне за нее стыдно! Когда я гордился Родиной последний раз? Не помню! Но я точно знаю, что правда о том, в каком состоянии находится наш народ, правда, сказанная громко на весь мир, вызвала бы у меня больше гордости, чем победа наших хоккеистов на Олимпиаде», – подчёркивает режиссёр.
Он призывает ужаснуться многим фактам и обстоятельствам русской жизни, чтобы обрести отвагу и желание желать! Желать самому меняться и менять жизнь вокруг себя!
За «позитиффчиком» – к президенту
Кто хочет слушать о себе приятное, – слушайте выступления президента Медведева или читайте сказки Афанасьева, без тени сарказма обращается к зрителям в своём видеоблоге хозяин сайта konchalovsky.ru. По уровню коррупции, по продолжительности жизни, по уровню инвестиций в науку Россия сегодня сравнима не с Европой и Азией, а лишь с Африкой. И не россиянам обижаться бы за эти сравнения, а африканцам — обитателей Чёрного континента нещадно эксплуатировали и уничтожали. «А нас, русских, последние три века кто колонизировал, кто гнобил, кроме нас самих?» – вопрошает автор. Можно уже и не перечислять все те цифры, которые приводит Кончаловский (по преступлениям против детей, по беспризорникам, по смертности и суицидам, потреблению наркотиков и алкоголя, по коррупции...) – это лишь штрихи к портрету агонизирующего государства, которому его похоронная команда всё ещё поёт осанну и прославляет в веках. «Для кого мы завоевывали и развивали Сибирь и Курилы? Для китайцев и японцев, судя по всему! Для страны с таким богатством природных и водных ресурсов позорно иметь более 50% населения бедняков. Как это ни трагично, я думаю, что, очевидно, это еще не предел, не самое худшее, мы еще не коснулись дна и народ еще не дозрел до способности ужаснуться себе самому и наконец обрести отвагу, чтобы спросить: «Где мы живем?».
Мы принюхались к вони в подъездах и сортирах. Мы привыкли к тому, что убивают вокруг нас. Мы привыкли к тому, что люди по российским городам и весям буквально сражаются за свою жизнь.
Только четкое и воодушевляющее, пусть безжалостное, но живое и искреннее слово может стать поводом для национального пробуждения от феодальной спячки. Только сделав это, можно надеяться на то, что нация инстинктивной своей мудростью поймет и примет тот нелегкий и, может быть, беспощадный путь, который только и может выдернуть нашу страну из ямы, в которую мы погрузились», — резюмирует Кончаловский.
Наш ответ Кончаловскому
75-летний аксакал – по-прежнему властитель дум в полном смысле этой дефиниции: ведь комментарии к его видеодневнику в Сети тянутся на сотни и сотни ник-нэймов. Кто может в Казахстане похвастаться такой влиятельностью? Пожалуй, Герольд Бельгер, ум, честь и совесть (без иронии) нашего времени.
И Кончаловский, и Бельгер одинаково предусмотрительно дистанцируются от власти, избегают сомнительной славы её апологетов, – лишая себя многих и многих соблазнительных преференций. Но когда становится уже совсем невмочь, именно эта аскеза и даёт моральное право Герольду Карловичу выступать с открытым забралом против той же идеи «казахстанской нации»...
Точно бьющие в цель строки Бельгера и можно прочесть сегодня то тут, то там на страницах казахстанской прессы. Скромно окрещённое автором в «Плетенье чепухи» собрание его размышлений стало практически по Абаю горьким приговором нынешнему казахскому обществу: но дойдут эти строки до сознания (да и просто – до органов зрения) очень немногих. Ведь сам автор с сетевыми технологиями продвижения на «Вы», компьютеру он предпочитает рукописи – с чёткими, словно печатными буквами. А заняться продвижением такого взрывоопасного материала не с руки ни одному из digital-агентств. Того и гляди, в оппозиционеры запишут, а там и на съезжую потянут...
Не имею ни морального, ни какого иного права давать столпу нашей публицистики, переводческого дела, литературы в целом какие-либо советы. И знаю, что вслед за своим құрдас Андроном Кончаловским (разница в возрасте у них всего лишь 3 года) Герольд Карлович уже не будет общаться с интернет-аудиторией через веб-камеру.
Знаю, что его бесценный опыт переводчика и мастера художественного слога через преломление в публицистику уже стал настоящим достоянием республики. Но также знаю, что своего Льва Толстого с его назидательными «Рассказами для детей», с терпеливым выпестовыванием любви к родному языку жаждущая путеводной твёрдой длани казахстанская читающая публика в лице авторитетного автора так и не обрела: некому из наших современников вслед за Ыбраем Алтынсариным занять место Толстого, Барто, Маршака в учебниках казахского языка и увлечь аудиторию разворачивающимся, чарующим, ярким полотном ана тілі – языка наших предков и нашей Земли. Как бы хотелось в череде серых и непритязательных авторов многочисленных учебников казахского языка, в этой шелухе отработанного госзаказа увидеть наконец и бриллиант – учебник, выпущенный мастером слога Герольдом Карловичем Бельгером, который бы стал – по толстовскому лекалу – сборником кратких притч для детей о том, что такое хорошо и что такое плохо. Этой назидательности сегодня нам остро не хватает: нас молодое поколение ещё готово порой выслушать, но нам, старшим, им уже нечего сказать.
Не пускать в заморскую грязь. А здесь – чище?
...Власть ощущает острый дефицит совести и совестливости, как может пытается его избежать. Выбор – небольшой: ограничить на законодательном уровне, запретить, вынудить... После мартовских женских празднеств в стенах парламента прозвучало предложение не выпускать за рубеж на учёбу казахских девушек. Сенатор Жабал Ергалиев тревожится: «Культура Запада пустила глубокие корни в нашем обществе, наша молодежь начала терять ориентиры. Необходимо по возможности ограничить обучение наших дочерей за рубежом и создать полноценные условия для получения образования, открыть еще один государственный вуз для наших девочек в Астане. Конечно, мы знаем, что каждая вправе учиться там, где пожелает, однако не очень приятно, когда девушки, уехав учиться за рубеж, там погибают или выходят замуж за кого попало».
Эта боль, сконцентрированная в депутатском запросе на имя премьер-министра, у многих сегодня отзовётся в сердцах резонансом. Но здесь, у себя, на казахской земле – что мы предложим нашим девушкам взамен западной культуре? Нашумевший сборник киноновелл «Теряя невинность в Алма-Ате»? «Кайрат-чемпион. Девственник №1»? «Келін» с изнасилованной козой? Или откровенное отечественное порно, что пачками на DVD собирают сегодня по барахолкам молодые патриоты, чтобы публично сжечь?
Свято место пусто не бывает: вакантное место властителей дум занимают лжепророки. Скандальная девица полусвета Ксюша Собчак после предвыборных баталий в команде Михаила Прохорова решила теперь в Астане казахских девушек поучить, как им стать личностью и продвигать себя как брэнд. Отдай 50 тысяч тенге – и вселенскую истину обрушит на тебя та, что вчера ещё вытаскивала на всеобщий обзор в «Доме-2» постельные откровения озабоченных подростков. Нам и в самом деле эта «истина» так необходима?..
Нужна мораль. Справедливость. Игра по правилам
И вот тут мы подходим к самому главному вопросу. К нравственности в политике.
Разве самые высокие цены на нефть заставят рядового россиянина или казахстанца не хамить друг другу в очередях? Отучат водителя предлагать взятку гаишнику? Приучат содержать в чистоте подъезд? Покончат с «дедовщиной» в армии? Образумят юного грабителя, поджидающего старика в подворотне?
Нравственное начало требует первостепенного приоритета в программе любого политика: спрос со стороны общества созрел, и рядовые граждане буквально выталкивают политиков на эту непривычную для них грядку.
Единые правила игры нужны сразу всем, всему обществу. И тем несчастным студентам, что рвутся сегодня к никчёмному диплому, подрабатывая то тут, то там. «Новая» уже писала об избыточности студенческого корпуса в Казахстане, а теперь об этом cетует и сам Путин. («В следующем поколении (15 – 25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании – его получает или стремится получить более 80% юношей и девушек... Даже если в настоящий момент нашей (российской. – Авт.) экономике и не нужно столько работников с высшим образованием – назад вернуться уже нельзя».) Единые правила сосуществования в социуме нужны и тем их «золотым» однокурсникам, кто постоянно мелькает в криминальных сводках за вымогательство и рэкет, за наркотики и ДТП со смертельным исходом. Нужны они и тому министру, кто за сердце хватается при слове «финпол». И простому казаху, кто со своим нехитрым скарбом мёрзнет на базаре в ожидании покупателя.
«Самое важное — стране нужна нравственная альтернатива. Жизненно необходима власть, которая уважает людей, не относится к ним как к средству. Ключ к решению и политических, и экономических проблем прежде всего в том, чтобы изменить самоощущение человека. Я считаю, что государство должно прекратить унижать и обманывать людей. Уважение к человеку, к личности должно стать главным принципом Российского государства. Короче говоря, цель, которая жизненно необходима России, — создание современного целостного российского общества во всех измерениях — политическом, экономическом, нравственном. К сожалению, в программах кандидатов в президенты ничего такого нет», — под этим контент-анализом Григория Явлинского подписаться готовы были бы многие. Если бы могли. Но на предвыборном марафоне «Яблоко» отстреляли ещё на дальних подходах к избирательным урнам.
Владимир Потанин уже публично отказал своим потомкам в праве наследовать его миллиарды: по примеру Билла Гейтса и Уоррена Баффета он считает, что его достояние должно служить на благо обществу. У нас в Казахстане тоже есть преуспевающие отцы семейств, которые жёстко ограничили запросы своих отпрысков: они воспитывают детей в строгости и скромности.
Таких примеров – единицы: но мне видится, что именно нравственная альтернатива – единственный путь к своему народу. К его болям и чаяниям. К нашему единству и нашей искренности. К нашему завтрашнему справедливому дню – к сакральной мечте всех казахов.