Материалы

Граждане Туркмении потеряли страх,

но он овладел ее руководством

Чуть меньше двух недель тому назад в Туркмении произошла трагедия, которую специалисты по кризисным ситуациям вполне могут отнести к категории «резонансных событий». Причем резонанс оказался столь сильным, что вызвал два других неординарных события.

Первое - это заявление президента страны Бердымухамедова о готовности к диалогу с оппозиционерами, изгнанными из страны, и даже о возможности их участия в президентских выборах (они в Туркмении состоятся в феврале 2012 года). Второе - это новая волна гонений на те источники информации, которые стараются передавать за рубеж сведения о ситуации в республике, и мощная хакерская атака на сайт «Хроника Туркменистана», зарегистрированный в Австрии. Впервые хакеры сумели не только обвалить сайт, но и «вытащить» оттуда сугубо конфиденциальные данные о его пользователях в Туркмении. Ясно, что этим людям теперь могут грозить самые серьезные неприятности со стороны турк-менского МНБ.

. Что же вызвало такой резонанс? В Абадане - небольшом городе, расположенном неподалеку от Ашхабада, - на армейских складах взорвались артиллерийские снаряды и амуниция для установок залпового огня.

Однако власти в Ашхабаде молчали. Потом, когда на сайте «Хроника Туркменистана» и в других зарубежных СМИ стали появляться фотографии и свидетельства людей об этом ЧП, из Ашхабада прозвучало официальное извещение о взрыве на складе пиротехники. А МВД и МНБ получили указание немедленно пресечь утечку сведений об абаданских событиях. Сотрудники этих организаций приступили к выполнению привычного приказа и принялись изымать у жителей мобильные телефоны, чтобы те не снимали на них размах бедствия. Практически умерла и без того чахлая туркменская интернет-связь.

Несмотря на это, Всемирная паутина продолжала пополняться фотографиями невзорвавшихся снарядов, никак не похожих на пиротехнические средства. Сообщалось и о сотнях погибших.

Стало очевидно, что жители Абадана в прямом смысле слова «потеряли страх» перед полицейскими, эмэнбэшниками и всемогущими бонзами из Ашхабада. Есть свидетельства, что люди просто избивали сотрудников УВД, пытавшихся отобрать мобильники.

В этой ситуации Бердымухамедову ничего не оставалось, как провести заседание правительства в расширенном составе. На нем-то и прозвучали слова главы государства, которые сразу же были расценены наблюдателями как сенсационные. «К выборам президента мы подошли с абсолютно измененным сознанием и новым мировоззрением… Мы готовы к диалогу и с группами, называющими себя «оппозицией». Если кто-то из их представителей пожелает принять участие в предстоящих президентских выборах, он может спокойно приехать в Туркменистан. Я гарантирую, что для них, как и для граждан нашей страны, будут созданы равные условия и возможности для участия в выборах», - передали заявление президента информационные агентства.

Одновременно с этим заявлением всем туркменским структурам, так или иначе борющимся с «неблагонадежными», были даны указания выявлять тех, кто виновен в утечке информации об Абадане. По сведениям автора, эта работа ведется на всех парах. Одним из ее проявлений следует считать взлом сайта «Хроники Туркменистана»». Если учесть, что атаки на этот ресурс были и прежде, но лишь сейчас сайту нанесен реальный физический и имиджевый урон, то сделано это, полагаю, не столько из-за фотографий разрушенного города и жертв, число которых, по подсчетам независимых зарубежных организаций, уже перевалило за тысячу (официально же сообщается о полутора десятках погибших), сколько из-за прецедента гражданского неповиновения. МИДу Туркмении было предписано всячески опровергать и развенчивать ложную информацию, которую распространяют через разные «вражьи голоса» недоброжелатели Туркмении.

С другой стороны, неожиданное обращение президента к оппозиции в сознании туркменских граждан теперь будет связываться с Абаданом и ассоциироваться со страхом, который овладел президентом и его окружением.

Что же касается реакции самих оппозиционеров, то главные политические изгнанники, Х. Оразов и Н. Ханамов, выступили с совместным заявлением, озаглавленным так: «Туркменская оппозиция готова вернуться в страну». В нем, в частности, говорится, что при всем уважении к личным гарантиям президента «в нынешних условиях по ряду причин было бы правильно правительству и оппозиции под наблюдением и с участием соответствующих структур ОБСЕ в максимально короткий срок проработать четкую процедуру возвращения в страну и участия в выборах представителей оппозиционных групп. В том числе устранение субъективных причин, препятствующих прибытию лидеров оппозиции в Туркменистан и их участию в выборах».

Тут надо напомнить, что оппозиционные лидеры, находящиеся в изгнании, были во времена правления Ниязова осуждены на длительные сроки заключения и при Бердымухамедове не реабилитированы. Кроме того, нынешняя конституция не позволяет быть избранными в президенты лицам, не проживавшим в республике в течение последних пятнадцати лет.

В связи с этим Н. Ханамов направил запрос в МИД Туркмении, но ответа пока не получил.

Как стало известно автору, на сегодняшний день никаких указаний из администрации президента на предмет подготовки к возвращению на родину изгнанников-оппозиционеров в профильные ведомства не поступало.