Материалы

Благими намерениями вымощены дороги в RK

Придя в отчаяние от качества дорог в регионах, жители страны начали собирать подписи под обращением к президенту. Эффект от этого будет минимальный, а для некоторых акимов областей разбитые трассы – только плюс к имиджу

Вторую неделю жители Актобе отмечают не день прихода аномально поздней весны, а день, когда в городе были уничтожены все дороги. Нестабильная погода способствовала дорожному апокалипсису в рамках одной области, но это только следствие: дороги в регионе приходят в негодность каждый год, но в этот раз инфраструктура, по сути, оказалась на грани полного уничтожения. «Стопроцентное бездорожье, – грустно смеется в беседе с корреспондентом актюбинский бизнесмен и автолюбитель Николай Иванов. – Проспект Абулхаир хана (центральная артерия города. – Прим. «Новой» – Казахстан») местами «убитый», причем его сейчас латают, засыпая щебенкой ямы». Про остальные районы Иванов даже и говорить не стал, что понятно: на опубликованных в соцсетях снимках видно, что машины утопают в грязи и колдобинах. Джип Иванова такую инфраструктуру выдерживает, но это, скорее, исключение из правил: в Актобе в ямах застревают даже мусоровозы и бульдозеры.

Именно дороги оказались тем триггером, после которого терпеливые до предела актюбинцы стали проявлять гражданскую позицию. Житель города Мирас Акимгалиев, автолюбитель и участник нескольких интернет-сообществ по автотематике, составил текст обращения к президенту и разместил его на сайте change.org. «Мы считаем, что администрации городов Казахстана нужен стимул в Вашем лице, – говорится в тексте письма. – Необходимо, чтобы Вы чаще приезжали к нам в города и ездили по нескольким маршрутам, а не только по тем, что подготавливают в орготделах акиматов. Ремонты и разметки на данных участках дорог проводят только к Вашему приезду, а по маршрутам, которыми Вы не передвигаетесь по городу, ремонт часто не делают по нескольку лет. Примите самые жесткие меры к нашим чиновникам, чтобы наконец-то появились дороги! Помогите местным чиновникам нас услышать!».
Для закрепления эффекта в тексте письма говорилось о коррупции местных чиновников как главной причине бездорожья, а автор петиции дал интервью местному еженедельнику «Диапазон». И сразу – тройной эффект. Во-первых, петиция собрала уже больше 2000 подписей – нечастое явление для казахстанского протеста, тем более регионального. Во-вторых, ямы на дорогах тут же стали спешно засыпать хоть чем-нибудь. А в-третьих, Акимгалиеву, по его словам, начали поступать недвусмысленные сигналы из акимата о том, что парень задел их за живое. «Меня уже вызывали в акимат и попросили удалить петицию. Сказали, чтобы я не шалил и опасался чего-то», – написал Акимгалиев в комментариях к петиции 10 апреля.
Публично местные власти вынуждены были даже оправдываться – перед журналистами, которые на них чуть ли не с криками налетели на пресс-конференции (тоже невиданное дело!). Виновниками назвали битум – якобы раньше завозили российский, а теперь обязаны возить казахстанский, но он никуда не годится (это к слову о казахстанском содержании) – и системы водоотведения, которых в старых проектах дорог просто не было из-за экономии средств. В этом году они, может, и появятся: на ремонт дорог выделили еще 7,1 млрд тенге (при этом отремонтируют только 20 улиц – а их более 200).
Николай Иванов тоже подписал петицию, хотя к возможным результатам относится с долей скепсиса: «Вот не знаю, до кого она дойдет, эта петиция, и на каком этапе она может застрять». Актюбинский политик и ученый Азимбай Асаров обращение не подписывал, но тоже солидарен с участниками внезапного гражданского движения, хотя в результат не верит. «Боюсь, что письмо будет спущено в нижние инстанции, а дальше все такие песни заканчиваются как обычно. Ответ будет какой-нибудь очень обтекаемый – мол, работа ведется, и на этом все и закончится», – говорит он корреспонденту «Новой» – Казахстан», сидя за рулем своего автомобиля.
Асаров предполагает, что это письмо – не только крик отчаяния, но и демонстрация «окончательного разочарования» в местной власти. Тут можно было бы говорить о том, что такая ситуация – удар по репутации акима области Бердибека Сапарбаева. Он хоть и пришел в тот момент, когда проблема из хронической стадии перетекла в критическую, но все равно вроде как должен нести ответственность за инфраструктуру вне зависимости от того, какой она ему досталась. Но нет: Сапарбаева народный гнев не только не коснулся – он еще и извлек из этого определенные политические дивиденды, сыграв классическую постановку «царь хороший – бояре плохие». Сапарбаев, в частности, заявил, что все недоделки фирмы, делавшие дороги, будут устранять за свой счет (проще говоря – переделывать), а к лету некоторые трассы начнут ремонтировать почти с нуля. Иными словами, без него было плохо, но вот пришел спаситель – и теперь все будет хорошо. О том, что параллельно появится другая проблема – безумные пробки из-за отсутствия объездных путей, и о том, что начнут ремонтировать теплотрассы, ломая те же дороги, Сапарбаев не упоминал, но с ним это никто и не свяжет. Даже если решения будут приниматься им, это все равно будет восприниматься в контексте городской традиции. При чем тут Сапарбаев?
В итоге ни плохие дороги, ни то, что Сапарбаев во время паводковой ситуации уехал в Астану давать обед для инвесторов, не сказалось на его позициях в рейтинге акимов – более того, он укрепился в нем на втором месте (впереди только аким Астаны, которому положено быть там по статусу).