Материалы

Очередная халатность Бельгии?

Несмотря на международный ордер на арест, гражданка Казахстана и правая рука Мухтара Аблязова Ботагоз Жардемали владела компанией в Бельгии и неоднократно посещала страну без каких-либо помех со стороны бельгийских властей.


Недавно бельгийская группа «Оpen source investigations» (OSI), название которой можно перевести как «Источник расследований», и которая состоит из независимых журналистов, исследователей, факт-контролеров, активистов и экспертов, объединившихся, чтобы обеспечить глубокие политические расследования и точный анализ, опубликовала на своем сайте материал о близкой соратнице Мухтара Аблязова Ботагоз Жардемали, которую в Казахстане подозревают в хищении миллиардов долларов из «БТА банка» и объявили в международный розыск. Нам это расследование показалось любопытным, и мы решили обнародовать его на русском языке.

 


Кто такая Ботагоз Жардемали?


Жардемали родилась 10 июля 1976 года в казахстанском городе Алма-Ате. В 1999 году она окончила Высшую школу права «Адилет» в Алма-Ате. С 1997 по 1999 год она работала ассистентом юриста в алма-атинском офисе юридической фирмы White & Case.
В 2003-м Жардемали окончила Гарвардскую школу права и в 2004-м получила лицензию на адвокатскую деятельность в Нью-Йорке. С тех пор работала адвокатом в нью-йоркском офисе компании White & Case (смотрите на https://lawyers.justia.com/lawyer/botagoz-jardemalie-1300601).
В ноябре 2005 года она становится исполнительным директором «БТА банка» в Алма-Ате, а в октябре 2008-го там же – членом совета директоров. Примечательно, что как раз в 2005 году Мухтар Аблязов становится единственным владельцем «БТА банка» и начинает создавать сеть офшорных компаний, через которые он вывел миллиарды долларов из банка. Казахстанское правительство раскрыло эту схему в 2009 году, когда «БТА банк» национализировали. Как утверждают прокуроры, Аблязов вывел 7,5 миллиарда долларов с помощью подставных корпораций (больше про это читайте здесь: http://www.opensourceinvestigations.com/belgium/kazakhgate-relay-bulat-utemuratov-mukhtar-ablyazov/).
Аблязов также был тесно связан с Александром Поткиным, который якобы занимался активами Аблязова в России. Поткин – широко известный российский националист, бывший лидер Движения против незаконной иммиграции (ДПНИ).
Поткина арестовали российские власти в октябре 2014 года. Следствие утверждает, что Аблязов ставил задачи Поткину через своих ближайших соратников – Ильяса Храпунова (он зять Аблязова и сын бывшего мэра Алма-Аты Виктора Храпунова), а также через Ботагоз Жардемали.
Иными словами, Аблязов нанял Жардемали, чтобы она помогала ему реализовывать его дерзкую схему отмывания миллиардов долларов из Казахстана через офшорные компании.
В 2009 году Жардемали ушла со всех позиций в «БТА банке» и покинула страну, как и Аблязов. Некоторые источники (в частности, газета «Экспресс-К», № 155 от 24.08.2013 г. – Ред.) говорят, что Жардемали также была любовницей Аблязова.
Она замужем за Питером Штыком, владельцем New World Oil & Gas (он также советник зятя Аблязова Ильяса Храпунова. – Ред.)

 

Бизнес в Бельгии


В сентябре 2012 года Жардемали с мужем создали компанию под названием Botagoz Jardemalie SPRL в Брюсселе (Бельгия). Компания располагалась по адресу в Брюсселе Chaussée de Louvain 467, 1030 Schaerbeek и предлагала услуги консалтинга в области трансграничных судебных дел и управлению проектами, разработанными совместно в Казахстане и Европейском Союзе.
Позже, 13 марта 2013 года, компания поменяла название на Ponte Mundi, и Жардемали стала управляющим директором.
Что произошло после ордера на арест


4 мая 2013 года казахстанские власти выдали международный ордер на арест на имя Жардемали, обвинив ее в «незаконном присвоении или растрате доверенного имущества», связав это с позициями, которые они занимала в «БТА банке».
Несмотря на это, с ней ничего не произошло, и она смогла посетить Бельгию как минимум два раза без вопросов со стороны бельгийских властей.
Первый раз она приехала в Бельгию с мужем 2 февраля 2016 года, чтобы продать Ponte Mundi юридической компании Ruchat Lexial.
Второй визит случился 5 сентября 2016 года, когда Жардемали ушла с позиции исполнительного директора в Ponte Mundi.
На всех этих документах Жардемали и ее муж указывают свой адрес проживания: квартира 4100, 4100, Le Reve residential tower, Дубай, Арабские Эмираты.

 

«Французский связной»


Как было сказано ранее, адрес компании Botagoz Jardemalie SPRL, которая впоследствии стала Ponte Mundi: Chaussée de Louvain 467, Брюссель, Бельгия. Это также адрес юридической компании Ruchat Lexial, которая приобрела в собственность Ponte Mundi.
Компания Ruchat Lexial была основана Эммануэлем Руша, экспертом по делам иммиграции, уголовного и политического права. В Брюсселе Руша возглавляет комитет LREM – политическое движение, созданное французским президентом Эммануэлем Макроном. Во Франции Руша работал с бывшим министром Мишель Барнье в рамках проекта «Новая Республика», а также с сенатором Жан-Мари Бокелем («Gauche Moderne»). Совместно с членом Европейского парламента Аленом Ламассуром Руша разрабатывал отчет под названием «Граждане и европейские правоохранительные органы» для другого президента Франции – Николя Саркози.
Этот юрист со связями в правительствах Бельгии и Франции позволил у себя разместить компанию, а затем купил ее у Ботагоз Жардемали – человека, которого разыскивают за «незаконное присвоение или растрату доверенного имущества». Возникает много вопросов.

 

Бельгийский провал


Пока казахстанские власти делают все возможное, чтобы вернуть украденные миллиарды и привлечь к ответственности Аблязова и Жардемали, бельгийские спецслужбы и представители власти как будто не заметили в своей стране присутствия Жардемали, находящейся в международном розыске, которая к тому же занимается бизнесом в Брюсселе. Никто ни разу не задал ей вопрос о том, что она делает в Бельгии.
Настораживает, что это уже вторая связь Мухтара Аблязова с Бельгией. OSI ранее обнаружили, что видный бельгийский бизнесмен Франк Монстри прикрывал Аблязова (читайте здесь: http://www.opensourceinvestigations.com/belgium/hidden-belgium-strange-case-frank-monstrey/).
Судя по всему, тот факт, что бельгийские власти не заметили присутствия на своей территории Жардемали, – это чудовищная халатность, которая говорит о некомпетентности. Время покажет, была ли эта халатность непреднамеренной или наоборот.