Материалы

Застывшая структура

Не думаю, что живущие ныне поколения в странах ШОС скоро снова увидят женщину среди лидеров. Ныне не до женщин-президентов…

В недрах некитайской части ШОС начинает ощущаться стремление ограничить широкую и мощную поступь Поднебесной

Пропустить саммит ШОС в Астане я просто не имел права. Начиная с первой встречи в Шанхае в далеком 1996-м, когда по приглашению бывшего китайского председателя Цзянь Цземиня там собрались лидеры пограничных с Китаем постсоветских стран — Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, я не пропустил ни одной такой встречи. Спустя 5 лет к ним присоединился Узбекистан.  «Шанхайцы» решили, что без Ташкента проблемы региона консолидированно решать будет трудно. И была официально учреждена Организация, с уставными документами и прочими формальностями. Прошло 10 лет.

.

Вчера перед началом юбилейного заседания в Астане журналистам показывали видеоряд из нарезанных сюжетов саммитов прошлых лет.

Только Нурсултан Назарбаев да Эмомали Рахмонов (нынче – Рахмон) присутствуют там везде. Да еще присоединившийся к ним позже Ислам Каримов. Председатель Цзянь на пенсии. Свергнутый с поста Аскар Акаев – в изгнании. Следующий за ним киргизский президент – тоже. Путин взял передышку на премьерской позиции, и кто знает, ни вернется ли он на следующем саммите в Китае в компанию «шанхайцев».

Сами по себе эти картинки очень выразительны. Фактически пожизненные президенты Назарбаев, Каримов и Рахмон, поседевшие и усталые, что видно даже по походке и их скучающим лицам (а последний из них заметно располневший), олицетворяют собой застывшую во времени структуру, которую ежегодно приходится обновлять свежими красками.

Вот, к примеру, Роза Отунбаева. Вчера она появилась в этом мужском клубе во второй и, похоже, последний раз. На какой-то из картинок саммитов 90-х годов она мелькнула за спиной своего тогдашнего президента Акаева. Не думаю, что живущие ныне поколения в странах ШОС скоро снова увидят женщину среди лидеров. Ныне не до женщин-президентов…

Появление Отунбаевой на саммите было для нее и ее страны полезным. Она встретилась с Назарбаевым. После этого объявили о предстоящем в августе визите президента Казахстана в Киргизию. А еще — об учреждении Казахстаном инвестиционного фонда для соседней страны в 100 миллионов долларов. Все это в рамках двухсторонних отношений, ШОС тут ни при чем. Так же, как и данное здесь обещание Китая выделить помощь Таджикистану в 120 миллионов юаней. Китай помогает всему региону, но проекты реализуются не в «шанхайских» рамках, а опять же на двухсторонней основе.

Влияние Китая, масштабы и агрессивность его экономической экспансии в Центральной Азии растут такими темпами, что это начинает сильно беспокоить элиты и население стран региона. Несмотря на то, что китайцы создают новые рабочие места в Киргизии, Туркмении, Таджикистане и спасают многих их жителей от голода.

В этой ситуации неудивительно, что в недрах некитайской части ШОС начинает ощущаться стремление ограничить широкую и мощную поступь Поднебесной. Это ощущение, возможно, и есть главная интрига юбилейного саммита в Астане.

По сведениям «Новой» - Казахстан», еще накануне начала его работы была запланирована по инициативе президента Назарбаева неформальная встреча пяти лидеров России и Центральной Азии. Но не в рамках саммита, а после его окончания, когда китайский лидер Ху Цзиньтао уже покинет Астану и вылетит с визитом в Россию. Когда об этом стало известно китайской стороне, она попыталась неофициальными демаршами воспрепятствовать этому. Однако встретила вежливый, но твердый отпор — в конце концов, за пределами программы саммита ШОС возможно ведь проведение не только двухсторонних, но и многосторонних переговоров… И предоставить такую возможность – право принимающей стороны, в данном случае Казахстана.

Тем не менее утром вчерашнего дня во Дворце независимости в казахстанской столице, где проходил саммит ШОС, автору этих строк стало известно, что встреча «некитайской» пятерки на высшем уровне не состоится.  Причиной тому, как утверждается, стали возражения президента Узбекистана Ислама Каримова, мол, если эта встреча в формате Россия – Центральная Азия, то как же ее проводить в отсутствие туркменской стороны…

Что касается ставших уже привычными главных информационных развлечений саммитов ШОС: примут ли в ее состав Афганистан, перейдет ли из статуса наблюдателя в статус полноправного члена Иран — то они по-прежнему волновали многочисленную журналистскую братию, оккупировавшую Астану. На эти вопросы к концу заседания коллеги должны будут получить традиционный отрицательный ответ (эта статья готовилась утром вчерашнего дня. – Ред.). Повышению статуса Ирана по-прежнему мешает тот пункт положения о приеме новых членов, в котором говорится, что членом ШОС не может быть страна, находящаяся под санкциями ООН. Приему Афганистана могут помешать бюрократические проволочки, связанные с не до конца точными процедурами, выполненными официальным Кабулом при подаче заявки на вступление в «шанхайский» клуб.

Но это все не важно.  Главное – впереди нас ждет Год добрососедства и сотрудничества. Таким Китай предложил провозгласить предстоящее время до следующего саммита ШОС в Шанхае в 2012 году.

Астана

Продолжение темы в материале «Между медведем и Поднебесной».