Материалы

Оппоненты елбасы поехали в народ

Они построят «Новый Казахстан», с Европой и тюрками


Участники форума «Жана Казахстан» («Новый Казахстан») – оппозиционного объединения экспертов, политиков и журналистов – в конце сентября организовали тур по стране. Активисты преодолели на автомобиле в общей сложности три тысячи километров. Заехали в Караганду, Астану, Павлодар, Семей и другие города в северных и восточных областях страны.

«Останавливались в гостиницах среднего уровня. Помещения арендовали в основном в гостиницах, встречи с местными жителями проходили в их конференц-залах. Немного [в организации] помогли отечественные бизнесмены, – рассказывает «Фергане» один из участников поездки, политик Амиржан Косанов. – На встречи людей мы звали в основном через социальные сети – Facebook, Twitter, Instagram. Возможно, поэтому было много молодежи. К тому же, в регионах у нас есть давние партнеры по демократическому движению: не на пустом же месте мы создаем новую организацию».

Амиржан Косанов – бывший пресс-секретарь правительства и двух казахстанских премьеров. Он занимал руководящие посты в ныне не существующей Республиканской народной партии Казахстана (РНПК), первой серьезной оппозиционной силе, бросившей вызов президенту Нурсултану Назарбаеву. Ее лидером был бывший начальник Косанова Акежан Кажегельдин, возглавлявший правительство с 1994 по 1997 годы. Позднее на родине ему предъявили обвинения в получении взяток, вымогательстве и неуплате налогов, приговорив к 10 годам тюрьмы. Кажегельдин бежал в Европу, где получил статус политического беженца. Его соратники во главе с Косановым в начале 2000-х пытались объединить оппозицию в рамках проекта «За справедливый Казахстан», который, несмотря на популярность, не смог конкурировать с властями. Очередная попытка объединения была предпринята в 2009-ом, когда Общенациональная социал-демократической партия Казахстана (Косанов занимал в ней пост первого заместителя председателя) слилась с демпартией «Азат». Получившееся политическое объединение не смогло пройти процедуру регистрации, а Косанова, ставшего его генсеком, позднее сместили с этого поста.



Выйти из ЕАЭС, запретить арендовать землю иностранцам


Минувшей весной в Брюсселе было объявлено о создании новой оппозиционной силы – форума «Жана Казахстан». Инициатором его появления стал живущий в эмиграции Кажегельдин. В интервью «Фергане» он заявлял, что формат форума был избран не случайно. «Такой формат позволяет собраться вместе людям, которые во многом друг с другом не согласны касательно будущего своей страны, – говорил Кажегельдин. – Там есть определенные расхождения во взглядах среди членов этого форума по поводу языка, по поводу места коренной национальности, по поводу геополитической ориентации». При этом всех объединяет понимание ситуации, «где мы находимся», и осознание, что надо что-то делать, «когда Назарбаев уйдет от власти».
В «Жана Казахстан», помимо Косанова, вошли известные общественные деятели, эксперты – приверженцы национал-патриотических и либеральных идей: Айдос Сарым (недавно назначенный внештатным советником главы министерства общественного развития), Дос Кушим, Расул Жумалы, Серикжан Мамбеталин – всего 15 человек. В середине сентября они представили тезисы своей политической программы, предусматривающей, среди прочего, выход Казахстана из Евразийского экономического союза и вступление в Совет Европы, возрождение Тюркской солидарности, курс на «последовательную деколонизацию, десоветизацию и декоммунизацию общественного сознания», разработку нового закона о государственном языке, запрет на покупку и аренду казахстанских земель иностранцами.
«Во время встреч я видел, что мы уловили общественные настроения: такой адекватной и актуальной программы нет ни у одной политической организации в стране. Нам высказали много конкретных предложений и дополнений, которые мы обязательно учтем при доработке документа», – говорит Косанов. По его мнению, в практически полностью зачищенном оппозиционном поле у «Жана Казахстан» есть шанс быстро набрать популярность. «Мы открыто заявляем об оппозиционном характере форума, в то время как многие политические организации, работающие в стране, избегают этого термина. К тому же, наш народ уже сыт по горло разными политическими проектами, подконтрольными власти, а мы таковым не являемся», – подчеркивает политик.
Ряд экспертов высказывали предположения о связях «Жана Казахстан» с руководством страны, но участники форума все подобные заявления опровергают. «В Казахстане сложилась уникальная, если хотите, трагикомическая ситуация: во всем, что бы ни делалось в сфере публичной политики, многие видят руку власти, – говорит Косанов. – Видимо, практика последних лет, когда власть пытается создать квазиоппозицию своими руками, дает о себе знать. Люди начинают с опаской и подозрением смотреть на каждое проявление политической активности сограждан. Даже такое обыденное действо, как поездка в регионы, вызывает неподдельный интерес – многие, например, начали подсчитывать наши расходы на нее. Хотя, по-моему, любая политическая организация или политики просто обязаны бывать в регионах, не одному же елбасы ездить по областям».
Отвечая на вопрос, пытались ли власти помешать встречам «форумчан» с населением, Косанов задал встречный вопрос: «Как можно препятствовать встречам, если мы не нарушали закон и проводили их в закрытых помещениях (для этого не нужно получать разрешение. – Прим. «Ферганы»)?» Впрочем, со слов политика, давление все же было –так, он узнал от журналистов о рекомендации «сверху» не приходить на брифинг «Жана Казахстан» в Астане. Некоторые представители СМИ там все же появились, как и представители международных организаций и иностранных посольств. «У нас сильная внешнеполитическая составляющая, мы побывали ранее в структурах Евросоюза и в Конгрессе, Сенате и Госдепе США», – напомнил Косанов. Соединенные Штаты представители «Жана Казахстан» посетили минувшим летом. Одной из тем, которую они обсуждали в Конгрессе, стал меморандум о признании Голодомора (Ашаршылық) 30-х годов прошлого века геноцидом казахов.
Участники форума не делают тайны из того, что в будущем планируют зарегистрироваться в качестве партии. «Честно говоря, особых иллюзий по поводу регистрации у меня лично нет. Но мы хотим пройти этот путь. Если власть не станет нас регистрировать, то она, по сути, сама выдавит нас из правового поля. С другой стороны, у нас есть возможность работать в составе существующих организаций, пока власть их тоже не закроет. Просто руководству страны надо учитывать, что незарегистрированная оппозиция гораздо опасней зарегистрированной», – подчеркнул Косанов.
Глава международной некоммерческой организации «Евразийская демократическая инициатива» Петр Залмаев считает, что в вопросах регистрации форума и его допуска на предстоящие выборы власть пока заняла выжидательную позицию. «Возможно, идет сложная игра. На данном этапе «зарубить» форум, который уже заявил о себе на Западе, означает дать ему больше очков и накликать беду в виде дипломатических скандалов для Казахстана», – отметил он.


Впервые слышу о них


Представители «Жана Казахстан» – медийные и давно известные в Казахстане личности. Как отметил Залмаев, у двух-трех наиболее активных в соцсетях членов этого форума только в Facebook наберется свыше ста тысяч подписчиков. Тем не менее, их популярность не стоит переоценивать. «Фергана» поинтересовалась у активиста из Алма-Аты Доса Ильяшева, который вместе с братом Альнуром и еще несколькими инициативными гражданами пытались организовать митинги за реформу МВД после убийства фигуриста Дениса Тена, знает ли он о форуме «Жана Казахстан». Тот признался, что впервые слышит о нем.
«Я, к сожалению, не знаю, с какими вопросами они ездят по регионам. Если тематика радикальная, то не поддерживаю. Если в рамках закона, то молодцы», – добавил активист.
Среди опытных оппозиционеров «Жана Казахстан» также не нашел однозначной поддержки, о чем свидетельствует публичная перепалка в Facebook между Косановым и журналисткой Гульжан Ергалиевой, упрекавшей «форумчан» в том, что они дистанцировались от некоторых соратников якобы по указанию Акорды. «Ваш новоиспеченный форум вовсе не демократическая платформа, а проект, призванный под националистической идеологией уводить общество от реальной политики. И бороться не с режимом, а с «чужаками» среди своих соотечественников», – писала она.
Наконец, скептически к новой политической силе отнесся лидер Демократического выбора Казахстана – движения, признанного в республике экстремистским, – Мухтар Аблязов. Опальный бизнесмен сейчас живет во Франции. На родине его заочно судят по обвинению в организации убийства банкира Ержана Татишева. Аблязов, чья жесткая критика руководства Казахстана и лично Нурсултана Назарбаева до сих пор пользуется определенным (пусть во многом и виртуальным) успехом, на днях разместил на своих страницах в соцсетях запись блогера, который задавался вопросом, почему некоторым оппозиционерам разрешают клеймить режим и беспрепятственно кататься по Казахстану, в то время, как других за аналогичные лозунги отправляют в тюрьму. Дело в том, что поездка членов «Жана Казахстан» «в народ» по времени совпала сразу с несколькими судебными разбирательствами над сторонниками Аблязова.
Участники «Жана Казахстан» на все выпады в свой адрес пока реагируют дипломатично. За исключением разве что Айдоса Сарыма, еще весной назвавшего слухи о связях форума с Акордой и Аблязовым «выбором между чумой и холерой». Тогда же, впрочем, политолог пояснил: «Когда мы говорим о неприемлемости монополии на власть, мы должны в той же мере отвергать попытки создать монополию на оппозицию. Аблязов точно такой же гражданин, как и мы. Он один из многих. Никто его лидером [оппозиции] не избирал, никто не назначал».