Материалы

Зимний аккорд

На 59-м году ушел из жизни наш коллега, основатель атырауской газеты «Ак Жайык» Абдильда Мукашев



Узнал об этом сегодня, и эта трагическая новость меня огорошила. Абдильду знал лично, в последний раз видел его в прошлом году, когда он наведывался в Алма-Ату. И подумать не мог, что тот раз будет самым последним.

Семь лет назад, когда я остался без работы, Мукашев протянул руку помощи и пригласил потрудиться в его газете. Так в январе 2012-го я на пять недель приехал в Атырау.

Этому незабываемому отрезку в своей биографии я посвятил главу «Зимний аккорд» в книге «Високосный.kz», вышедшей в 2017 году. Сегодня горький повод ее перечитать.




***

«Ак Жайык» – одно из первых частных СМИ Казахстана, оно старше независимости страны. И один из лучших региональных еженедельников. Если не лучший. В марте 1991 года его основали Абдильда Мукашев, председатель ТОО «Ак Жайык», Сабыр Каиржанов, главный редактор, и Михаил Паличев, замредактора. Все до сих пор на тех же позициях. Да и среди журналистов текучка практически нулевая.

Вот что написал Абдильда в газете «Ак Жайык» на ее 25-летие:

«16 марта далекого уже 1991 года на улицах захолустного Гурьева стала распространяться первая на западе Казахстана независимая газета, под «шапкой» которой бросались в глаза «ДА» и «НЕТ» – ответы по завтрашнему референдуму с одним вопросом к населению огромной страны: считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных государств?

Нет той страны, есть СНГ и ЕАЭС, но главное – есть наша Республика, суверенное государство. Есть и пресса, любая, на выбор. И до сих пор выходит та газета, которую в 91-м местные начальники со смехом отказывались как печатать, так и распространять через государственную почту.

Нашелся потом и один здравомыслящий человек в «белом доме» – завотделом пропаганды и агитации обкома партии, отругал по телефону тех, кто боялся даже собственной тени. Наверное, не зря боялись – уже в августе грянул трехдневный путч. Как мне потом рассказали, на планерке партийной газеты кое-кто радостно потирал руки: вот теперь точно КГБ прикроет ненужное издание и арестует кого надо…

Время идет, меняются люди, чередой проходят акимы, у каждого из них было свое отношение к независимой прессе: от приглашений на чаепитие, предложений льготных кредитов и других «личных» благ до уголовного преследования наших журналистов, угроз, отключения электроэнергии и поджогов.

Поэтому мы давно печатаемся в собственной типографии, откуда в свет еженедельно выходят отдельные выпуски газеты на двух языках, создали двойное-тройное дублирование всех необходимых коммуникаций и т. п.

Конечно, это все лишние затраты, своего рода плата, налог на свободу слова. Слава профессору Клейнроку, есть интернет, и, несмотря на то, что Атырауская область по населению самая малочисленная, наш трехъязычный сайт уверенно держится в двадцатке самых посещаемых в Казнете – более 30 тысяч уникальных пользователей ежесуточно. И у нас еще много планов и задумок на будущее…

Так что с юбилеем нас всех, с 25-летием «Ак Жайыка»!» (Конец заметки.)

В общем, я понимал, что не в Урюпинск еду: прокатиться «на мастерстве», не прилагая усилий, не получится.

Задача передо мной стояла несложная, но трудоемкая: сделать редизайн издания и эффективно выстроить работу редакции. В том числе ускорить процесс верстки: в типографию они сдавались глубоко за полночь. У печатных прессов были те же владельцы, что и у газеты, но все равно непорядок: люди перерабатывали, да и номер к читателю попадал с опозданием.

Так совпало, что на все время моего «аккорда» Абдильда и Сабыр оказались в отпусках. Меня пригласили расположиться в кабинете редактора. По умолчанию бразды правления на месяц с хвостиком попали в мои руки. Хоть я и нанимался всего лишь как консультант (правда, не в качестве Воланда: тот был консультант иностранный, а я отечественный). Но коллектив не возражал, проявил лояльность, да и мне всегда комфортно работать, когда свободен в действиях, не скованных согласованиями.

В Атырау я неплохо заработал. Семье хватило на жизнь до осени. За прошедшие годы мы несколько раз встречались с Мукашевым, и я неизменно спрашивал, не жалеет ли он об инвестициях в консультанта. «Да я их несколько раз на притоке рекламы отбил», – отвечал Абдильда.


***

Светлая тебе память, Абдильда! Ты был и останешься для нас примером настоящего мужика и журналиста.




 От редакции



Абдильда Мукашев многие годы был другом редакция «Новой газеты» – Казахстан». Его кончина – это неожиданная, горькая и невосполнимая потеря не только для нас, но и для всей независимой журналистики Казахстана. Он был ее флагманом. Мужественным, принципиальным, бесстрашным. И высокопрофессиональным.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Абдильды Мукашева и коллективу несгибаемого издания «Ак Жайык».