Материалы

Дос КОШИМ: «Русские и казахи - два разных мира в одной стране»

Точка зрения национального патриота

Очередное заседание общественно-политического дискуссионного клуба «Айт PARK» состоялось 6 декабря в Национальной библиотеке РК. Гостем клуба стал Дос Кошим, председатель Республиканского движения «Ұлт тағдыры». Вместе с Нурланом Еримбетовым говорили о национальном вопросе и казахском языке. Получился своего рода ответ на предыдущее выступление в Айт PARK лингвиста Дмитрия Петрова («Новая» - Казахстан» №48).

.

Нурлан Еримбетов: Насколько «письмо 138-ми», подписанное и вами в том числе, реально отражает мнение народа?

Дос Кошим: Мы писали его не от имени нации, а просто собрались вместе 138 человек – интеллигенция, лидеры НПО, отдельные граждане — и написали это письмо от своего имени. Да, многие против написанного. Но, на наш взгляд, особенно остро сегодня в Казахстане стоит проблема языка. В настоящее время — это язык только казахов, а не всего населения в целом. И если закон о двуязычии не работает, мы как независимое государство должны принять другой закон, проблему надо решать.

Н.Е.: А в чем проблема-то заключается?

Д.К.: Проблема в том, что мы еще не создали единую нацию как таковую. У русских и у казахов в одной стране два разных мира. И никаких  нормальных отношений у нас не будет, если так все и останется. Два года назад я встретился в Германии с лидерами турецкой общины и спросил, почему они не требуют от Германии турецких школ. На это они ответили, что они - граждане Германии, и не собираются учить детей на турецком языке.

Н.Е.: Что должно послужить мотивацией для изучения русскими казахского языка?

Д.К.: В начале 90-х открывали много кружков, у меня было три бесплатных языковых кружка. Как показала практика, сами люди не хотят изучать язык, а делают это по необходимости – якобы на работе заставляют. Русские должны сами искать себе учителей, и если у них самих не будет желания, то никакая мотивация не поможет. Мы два года ведем проект касательно северных и восточных регионов, выпускаем плакаты, агитирующие русских на изучение языка. Мы писали, что иначе их дети могут остаться «за бортом» социально-политической жизни Казахстана. Это в 90-е все говорили на русском, сейчас же, ты знаешь, политики предпочитают казахский. Русскоязычный мир должен понять, что процесс обратным не будет! Если учебники, методики плохие, отдавайте детей в казахские школы! Через 17 лет будут ведущими на «Хабаре» – в худшем случае (смеется). Только костоправы и слесари могут обойтись без казахского.

Н.Е.: Может быть, вам как национал-патриоту следует просто и откровенно заявить, что Казахстан – для казахов?

Д.К.: Ну мы же воспитанные люди. Нужно быть деликатными. Такова наша ментальная особенность – не можем мы в руку шашку брать, как Чапаев.

Н.Е.: Ваше отношение к Таможенному союзу?

Д.К.: В союзе все должны быть равноправны. А мы видим, как там нечестно разделены голоса! Мы забыли психологию: освободились от России – царской, большевистской, но в голове это у нас осталось. Через 20 лет в ту же яму вряд ли народ упадет. Мы можем казахский язык потерять в ТС, поскольку вся документация там на русском языке. Наша партия высказала свое мнение против ТС одна из первых. Если бы я был президентом, пересмотрел бы все условия этого союза. С Россией у нас долгие исторические связи остались (хорошие или плохие, решает каждый сам), но, может быть, Казахстану лучше с Японией интегрироваться как с технически более развитой страной?

Н.Е.: Нет ли у нас животного страха перед русскими из-за их численного превосходства?

Д.К.: Тогда мы от Китая вообще убежали бы.

Н.Е.: Как вы прогнозируете итоги выборов в Мажилис, возможны ли неожиданности?

Д.К.: Может быть такой ход: «Ак-жол» поднимает национальный вопрос, все собираются под ее флагом, а потом партию просто «выкидывают», якобы националистов у нас никто не поддерживает. Вторая неожиданность, если две партии, а не одна пройдут после «Нур Отан» (например, Народная партия коммунистов и «Руханият»). Партию Косарева государство может использовать, поэтому оно и создало ее.