Материалы
Прохорова занесло в Казахстан. Пока только на билборде
- Подробности
- 4474
- 23.02.2012
- Наталья ХАРИТОНОВА, к. и.н., координатор JEEN, специально для «Новой» — Казахстан»
Баннер кандидата в президенты РФ появился в Актюбинске. И кто-то разглядел в этом символ имперских амбиций России
На прошлой неделе в Актюбинске случился конфуз... Некто разместил
агитационный баннер кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова
с простым и заманчивым слоганом «Мы — за!».
Шутка удалась. Местные правоохранительные органы нарушителя нашли, и рашают, что с ним делать. Примерно в такой же задумчивости пребывают и российские компетентные органы, потому как совершенно непонятно, как сие можно и нужно трактовать. Кстати, источники автора в предвыборном штабе Михаила Прохорова не стали комментировать эту ситуацию, сославшись на отсутствие какой-либо информации об инциденте, однако сообщили, что плакаты с таким слоганом у них не изготавливались.
.С одной стороны, понятно, что события на западе Казахстана, и особенно реакция, последовавшая на них со стороны центральной власти, заставляют интеллектуалов от оппозиции напрягать мозги, и не факт, что это очередная антиназарбаевская «вспышка справа». Возможно, кому-то очень понравился лозунг прохоровской избирательной кампании «Новый президент! Новая Россия!». Проекция этого лозунга на казахстанские реалии — «Мы — за!» — как нельзя кстати.
Но вот какая мысль: если бы шутник разместил плакат с призывом дать Казахстану не нового лидера, а новую российскую трубу для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, то такой призыв, при желании или с подачи сторонников интеграции, трактовался бы как стремление продвинуть экономическую интеграцию между Россией и Казахстаном. И на этом инцидент был бы исчерпан.
Но тут вопрос политического свойства. И что с этим делать, действительно не совсем понятно.
Опасаясь потери суверенитета, Казахстан тем не менее сознательно идет на экономическую интеграцию — сейчас в форме Таможенного союза, а в будущем и в форме Единого экономического пространства, при этом обрекая часть своего населения, существовавшую, например, за счет торговли, на явное и весьма ощутимое снижение уровня жизни.
Именно Казахстан в 1994 году в лице президента предложил идею создания Евразийского союза, и сейчас российский премьер — будущий президент Путин, заново его «придумав», пытается вдохнуть в него жизнь. Однако даже в формате ТС возникает противоречие: пространство вроде бы общее, и планируется быть еще более общим, но чужого политика, каким бы он привлекательным не был, хотеть не сметь! Даже в шутку. Политической интеграции нам не надо...
В самой идее евразийской интеграции содержатся имманентные противоречия: решения об экономической интеграции принимаются на политическом уровне, но при этом оговаривается, что о политической интеграции речи не идет.
Как говорилось на прошедшей 21 февраля в Москве международной конференции «Евразийский экономический союз: пути к новым горизонтам интеграции», организатором которой выступил Российский институт стратегических исследований, сама идея создания Евразийского экономического союза лишена внятной идеологии. Население России и Казахстана сложно увлечь только экономической интеграцией, нужно гораздо больше — культурная интеграция, защита геополитических интересов и т. д. Далее, буквально по пунктам, эксперты, представлявшие Казахстан (К. Сыроежкин и К. Берентаев), перечислили основные страхи казахстанцев перед интеграцией в рамках Евразийского союза: страх потерять суверенитет; опасения, что это тайный план России по восстановлению империи в формате СССР; негативное влияние внутренних российских факторов на Казахстан; предположения, что проект этого союза выгоден исключительно русским, проживающим в РК, и что это предвыборный ход Путина.
К создателям Евразийского союза много вопросов, потому что другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве (СНГ, ШОС и др.) так и остались слабо реализованными. Зачем же затевать новый проект, если уже существующие не могут наладить работу?
А если касаться ситуации внутри России и Казахстана, то в этих странах накопилась изрядная «усталость от нацио-нальных лидеров», с той лишь разницей, что смена власти в Казахстане — событие менее предсказуемое и более тревожное. Так что вряд ли Михаил Прохоров пытался агитировать жителей Казахстана. Просто, может быть, они уже готовы к любой агитации, но не все еще это осознали?
КазТАГ.
тем временем
Актюбинец, вывесивший баннер с изображением кандидата в президенты РФ Прохорова, извинился перед казахстанцами
Тридцатипятилетний Максим Обухов, который привлекается к ответственности за то, что 16 февраля вывесил в центре города баннер с изображением Михаила Прохорова, принес свои извинения в персональном блоге «максимобухов.рф», сообщил корреспондент КазТАГ.
«Я не снимаю с себя ответственности и хочу принести извинения всем тем людям, которым моя несанкционированная и не скорректированная с местными городскими властями «акция» принесла неудобства», - написал М.Обухов в своем блоге.
Он также поблагодарил правоохранительные органы за терпимое отношение и отсутствие каких-либо административных санкций по отношению к нему.
Кроме того, М. Обухов пояснил, что размещение баннера с изображением М. Прохорова не было агитацией за кандидата в президенты РФ.
«Цель моей акции – привлечение внимания, своеобразный PR. Это никакая не агитация, как представляют некоторые журналисты и комментаторы. Это мое отношение к происходящему на моей малой родине. Мои корни в Ярославской области, городе Рыбинске», - пояснил он.
При этом М. Обухов отметил, что посредством баннера хотел также выразить свое отношение к М. Прохорову.