Материалы

«КНБ — Лански»?

В Австрии снова полыхнул Рахатгейт

Прямо перед выборами в Австрии новым всполохом напомнил о себе скандал, опаливший нос не одного австрийского политика, но уже, было, поутихший. Речь идет о Рахатгейте. Как уже не раз отмечалось, этот скандал, развернувшийся вокруг бежавшего с казахстанского олимпа в Вену Рахата Алиева, имел различные фазы, обычно чередовавшиеся: то сам Алиев атаковал адвокатов и политиков, которые так или иначе поддерживали обвинения, звучащие в его сторону из Астаны, то, напротив, они переходили в наступление, и тогда обнаруживались некие новые свидетельства связи казахстанского олигарха с местными банкирами, партийными боссами и чиновниками. Австрийская юстиция взирала на эту войну компроматов, лениво перелистывая папки с документами, не спеша превратить их в уголовные дела. И, конечно, она вздохнула с облегчением, когда главный фигурант переехал на Мальту. Вздохнули и политики — пусть теперь у мальтийцев и Евросоюза голова болит по поводу Алиева, пусть они решают, грабил ли он, пытал ли, убивал ли, а мы умываем руки.

.

Но в начале этой недели австрийские СМИ известили общественность, что Рахатгейт не утих, а решительно вступил в очередную фазу. Судя по публикациям в местных газетах Profil и Kurier, прокуратура Австрии инициировала в Люксембурге арест двух серверов, купленных австрийским адвокатским бюро Лански, которое официально представляет общественный фонд «Тагдыр», — эта казахстанская организация обвиняет Алиева в ряде тяжких уголовных преступлений и старается при помощи Лански добиться либо экстрадиции Алиева в Казахстан (где он уже обвинен заочно), либо суда над ним в самой Австрии и вообще в Европе.

Как стало известно австрийским журналистам, прокуратура подозревает Лански и его коллег в деятельности, подпадающей под категорию «сотрудничество с иностранной спецслужбой», и нанесении тем самым ущерба интересам Австрии. Речь идет о том, что бюро Лански на самом деле работает не с «Тагдыром», а с КНБ, и именно оттуда получает огромные деньги на финансирование работы по делу Алиева. А сам «Тагдыр» — лишь прикрытие для канала «КНБ — Лански».

Прокуроры обратили внимание на использование Лански частных детективов, старавшихся определить местонахождение Алиева, причем, как можно понять, не только путем непосредственной слежки, но и получив доступ к материалам местных правоохранительных органов.

Далее некий сотрудник фирмы в Люксембурге, ангажированной Лански для анализа данных, поступающих на арендованные венским бюро мощные (полтора терабайта) серверы, обратил внимание на огромные объемы этих самых данных, включая записи телефонных разговоров, — и пришел к выводу, что осуществлять такую специфическую и стоящую сотни и сотни тысяч евро работу без поддержки иностранной спецслужбы невозможно (при этом по-русски и по-казахски этот сотрудник не понимает). Своим подозрением он вроде бы поделился с прокуратурой. В результате указанная фирма в середине августа предоставила серверы органам юстиции. Инсайдеры утверждают, что на этих серверах имелись некие свидетельства финансирования бюро Лански со стороны КНБ и передачи австрийскими адвокатами информации, полученной ими в Австрии там, куда «чужому» глазу подсматривать не полагается. Так ли это, пока не известно.

Как говорится, «до кучи» прокуроры проверяют и подозрения в том, что бюро Лански принуждало к даче ложных показаний некоего свидетеля.

Сам Лански считает арест серверов незаконным и, судя по публикациям в СМИ, намерен добиваться обжалования этого действия и возвращения серверов. По его словам, речь идет о временном аресте серверов, к которым пока никакие ведомства доступа для изучения хранящихся на них материалов не имели. Он также резонно напомнил о том, что история с ложными показаниями некоего свидетеля — часть стратегии его оппонента Алиева. На проведение же детективной работы бюро получило соответствующую санкцию...

Вероятно, это так или почти так — многочисленные голливудские фильмы учат нас тому, что даже в «правовых государствах» адвокаты, ведущие дела против сильных мира сего, не всегда могут ограничиться конвенционными методами, чтобы защитить интересы своих клиентов.

Но главного удара эти аргументы не отражают — законен ли арест серверов или нет, но подозрение в связи с КНБ, без которого ленивая и осторожная прокуратура вряд ли решилась бы атаковать известного адвоката, в глазах общественности укрепляет тот самый тезис, которым старается оперировать Алиев, — что именно КНБ предпринимает и координирует все действия против него на Западе. А значит (и здесь совершается скачок через логическую пропасть, который почему-то мало кто желает замечать), все аргументы и факты, предъявленные стороной обвинения, — это манипуляции КНБ, которому ничего не стоит «придумать» его преступления и создать фонд обвинителей...

Прежде на активность Рахатгейта изрядно влияла межпартийная борьба в Австрии. Вплоть до того, что партии, использовавшие друг против друга компромат, подпитывавший этот скандал, пару лет назад негласно договорились спустить это на тормозах и не использовать Рахатгейт как оружие. Но на вопрос автора, не связана ли нынешняя вспышка именно с предстоящими выборами (так как близость Лански к партии социал-демократов общеизвестна), хорошо информированный источник в Вене сказал, что на этот раз дело, судя по всему, не в этом. Скорее тут сработала стратегия адвокатов Алиева, в течение последних месяцев целенаправленно работавших над тем, чтобы вывести из игры бюро Лански, окончательно дискредитировать его и тем самым, выбив «слабое звено», на этом прецеденте убедить европейцев в правоте своего клиента. В результате на сегодняшний день фактически все дела, инициированные Лански против Алиева как в Австрии, так и в Германии, не движутся, тогда как сам адвокат должен считаться с предъявлением обвинения чуть ли не в шпионаже.

Наверняка Алиев использует эту ситуацию и вспомнит про историю с женой и дочерью Аблязова, наделавшую много шума в Европе. Ею он дополнительно укрепит тезис, что КНБ угрожает его жизни, поэтому вместо того чтобы таскать его по допросам и арестовывать его имущество, западным странам надо всячески пресекать коварные планы Астаны и защищать его, нашедшего в Европе приют и ищущего защиту.

Впрочем, распространенное им сообщение, что на Мальте его имущество освобождено из-под ареста, судя по всему, действительности не соответствует, и органы юстиции на этом острове продолжают заниматься теми обвинениями, которые в его адрес выдвигают адвокаты из Германии, напрямую представляющие интересы Астаны.