Материалы
Кто приставил бензозаправочный пистолет к виску водителя?
- Подробности
- 3796
- 30.10.2013
- Асет МАТАЕВ, КазТАГ
Каждое повышение цен на ГСМ дает заработать его продавцам от 17 до 25 тенге за литр
Каждое повышение цен на ГСМ в Казахстане отмечается бурными обсуждениями в интернете, острыми сюжетами на телеканалах и критическими публикациями в прессе. Некоторые водители-активисты приклеивают на окна своих машин призывы отказаться заправлять их, а также стикеры с изображением головы, к виску которой приставлен пистолет с бензозаправочным шлангом.
Вспоминаю 2003 год: будучи студентом, еду на дизельной машине, заправляю 8 литров дизтоплива на 200 тенге. Этих 8 литров мне потом хватало на целых 5 дней. Думаю, что многие автолюбители, экономисты, бухгалтеры и другие граждане помнят, что в 2003 году дизельное топливо стоил всего 25 тенге. Через 10 лет его цена выросла в 4 раза — до 102 тенге.
Несмотря на высказывания премьер-министра Серика Ахметова о причинах ценообразования на топливо, бензиновая организованная производственная группировка имеет баснословные прибыли от продажи самых ходовых видов топлива.
.Вот что сказал Серик Ныгметович год назад, 5 октября 2012 года, на расширенном заседании фракции НДП «Нур Отан», отвечая на вопросы депутатов. По его словам, тогдашнее повышение предельных розничных цен на ГСМ было связано с падением маржи владельцев АЗС. «То, что касается цен, мы исходим из того, что предельные цены на ГСМ будут в любом случае рассчитываться из цены на нефть. Вы знаете, что разница между оптовой и розничной ценой составляет где-то порядка 17 тенге, этого вполне достаточно для автозаправочных станций и тех компаний для того, чтобы покрыть свои расходы и иметь определенную маржу».
«Что касается последнего повышения, это было связано с той ценой нефти, вы знаете, была порядка $114 за баррель и, соответственно, уровень той рентабельности, той доходности наша розничная торговля не имела, поэтому они все эти месяцы несли достаточно большие потери. Поэтому было принято решение антимонопольным комитетом, это все из расчетов», — подчеркнул он.
При этом премьер отметил, что в будущем Казахстан обеспечит ГСМ свой внутренний рынок.
«То, что будем (обеспечивать полную потребность в ГСМ в РК. — КазТАГ) — это точно. Когда? В ближайшее время будем говорить», — сказал он тогда.
По словам С. Ахметова, соответствующий закон о предельных уровнях цен на ГСМ будет направлен в парламент.
«Я думаю, нам надо совместно этот вопрос хорошо рассмотреть, и все должно быть рыночным. Упал авиакеросин, значит, билет должен падать (в цене — КазТАГ). Поднимается (стоимость авиакеросина — КазТАГ), соответственно, и цена билета должна быть», — сказал премьер.
Как сообщалось тогда, с 3 октября 2012 года в Казахстане были повышены цены на ГСМ.
«В связи с изменением значений котировок на нефть марки Brent с $104,09 за баррель в июне до $114,8 в сентябре предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, с 3 октября текущего года составили с учетом НДС: на дизтопливо — Т94 за литр, на АИ-80 — Т89, АИ-92 — Т110», — сообщила пресс-служба Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ).
Расследование КазТАГ, которое мы провели еще ранее, в апреле прошлого года, дало результат, что продавцы ГСМ получают прибыль 20 тенге с одного литра от продажи бензина АИ-92 и дизтоплива. В то время КазТАГ из-за непрекращающегося дефицита ГСМ и упорных слухов о значительном повышении его стоимости в стране задалось вопросом, какую прибыль получают участники рынка ГСМ.
Как тогда пояснили корреспонденту КазТАГ в Торговом доме «КазМунайГаз» (ТД КМГ), в среднем разница в цене между отпуском ГСМ с Атырауского НПЗ (АНПЗ) и Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) и его ценой на заправках составляет 13%. «Между установленными предельными ценами на ГСМ правительством и реализуемыми на заправках — 13%, что не является большой маржой. То есть если АИ-92 продается по 106 тенге на заправках, то мы его отпускаем по 92 тенге с заводов», — сказал сотрудник пресс-службы ТД КМГ.
В свою очередь, в компании «ПетроКазахстан», управляющей и владеющей Шымкентским НПЗ, пояснили следующее: «Шымкентский нефтеперерабатывающий завод («ПетроКазахстан Ойл Продактс», ПКОП) оказывает услуги по переработке нефти и не занимается реализацией нефте-продуктов. Собственниками, а соответственно, и продавцами нефтепродуктов являются давальческие компании».
По информации компании, АРЕМ с 14 июля 2010 года утвердило цену на переработку нефти для ПКОП в размере 3947 тенге за 1 тонну (без НДС).
В компании «Гелиос», владеющей крупнейшей сетью АЗС, между тем посетовали на то, что нефтеперерабатывающие заводы не отпускают топливо напрямую розничным реализаторам.
«Мы приобретаем его у компаний — ресурсодержателей нефти и нефтепродуктов. Согласно протоколу расширенного совещания рабочей группы по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизму ценообразования на ГСМ, Министерство нефти и газа РК предоставляет нам возможность приобретать выделенные объемы топлива по оптовым ценам на уровне 87% от предельно-розничных цен, утвержденных Агентством по регулированию естественных монополий. Но объемов нефтепродуктов для нашей компании выделяется только 50% от потребности, и коридор цен 13% не позволяет нам осуществлять предпринимательскую деятельность без убытков. Остальные объемы нам приходится приобретать на свободном рынке по ценам, которые порой равны розничным», — говорится в письме ТОО «Гелиос».
Остальные компании — участники рынка ГСМ отказались дать информацию о цене на ГСМ завода-изготовителя, ссылаясь на коммерческую тайну, а также на приказ начальства.
Однако в распоряжении КазТАГ оказалась информация от компании-трейдера, занимающейся реализацией ГСМ в Казахстане, которая предоставила цены на АИ-80, АИ-92 и дизтопливо. Согласно этим данным, цена за тонну АИ-80 Атырауского НПЗ составляла тогда $693, ПНХЗ — $711, Шымкентского НПЗ (ШНПЗ) — $733. АИ-92 АНПЗ реализовывал по $809 за тонну, ПНХЗ — по $841, а ШНПЗ — по $855. Дизельное топливо самое недорогое было у ПНХЗ — $653 за тонну, затем шел АНПЗ с $654, и, наконец, самый дорогой дизель был у ШНПЗ — по $672 за тонну.
Для информации: одна тонна бензина — это около 1350 литров, дизельного топлива — 1300 литров. То есть АИ-80 производства АНПЗ стоил 75 тенге, АИ-92 — 88 тенге, Дт —74 тенге. ПНХЗ реализовывал АИ-80 по 77 тенге, АИ-92 — по 92 тенге, а дизтопливо — по 74 тенге. Самые высокие цены у Шымкентского НПЗ, наверное, поэтому завод работает с так называемыми давальцами. Так, АИ-80 с завода выходил по цене 80 тенге, АИ-92 продавали по 93 тенге за литр, а дизтопливо стоило тогда 76 тенге.
Между тем стало известно о том, что АРЕМ с 6 апреля 2012 года установило новые предельные цены на регулируемые ГСМ. Согласно информации АРЕМ, цена на дизельное топливо составила 95 тенге за литр; АИ-80 — 91 тенге за литр; АИ-92 — 112 тенге за литр. Данный приказ был согласован с министерствами нефти и газа, экономического развития и торговли.
При этом анализ корреспондентов КазТАГ показал, что разница цен на выходе с НПЗ и на АЗС составляла в среднем 20 тенге на дизтопливо и бензин АИ-92, без учета налогов и расходов на транспортировку. Таким образом, в правительстве страны как социально необходимое топливо рассматривали лишь марку бензина АИ-80.
Так, средняя цена АИ-80 всех НПЗ страны — 77,3 тенге, тогда как его реализовывали на заправках (согласно приказу АРЕМ) по 91 тенге, то есть маржа без учета всех расходов на АИ-80 —13,7 тенге с литра.
При этом цена АИ-92 всех казахстанских НПЗ — 91 тенге, тогда как его реализовывали на заправках по 112 тенге, то есть маржа с учетом всех расходов на АИ-92 составила 21 тенге. Средняя стоимость дизтоплива всех НПЗ страны — 74,6 тенге, тогда как его реализовывали на заправках, согласно установленным предельным ценам АРЕМ, по 95 тенге за литр, то есть маржа без учета расходов на дизтопливо 20,4 тенге.
Отметим, что анализ составлен исходя из данных крупной трейдерской компании, которая заложила в эти цены свою прибыль. Анализ ситуации на рынке ГСМ также показал, что цены на ГСМ в Казахстане формирует не только Россия, от которой мы зависим по поставкам высокооктанового бензина, но и местные давальцы нефти на НПЗ, диктующие рынку свою ценовую политику. Кроме того, ценами спекулировали, и, наверное, сегодня спекулируют и компании - реализаторы ГСМ. Об этом мы не раз сообщали.
Сейчас мы можем раскрыть секреты. Эти цены мы с трудом взяли у сотрудника «дочки» крупного российского нефтегазового холдинга, которая не имеет сети АЗС в Казахстане, а только выступает как трейдер ГСМ. Естественно, предоставленные тогда цены учитывали маржу этого трейдера. Наш источник — бывший сотрудник, предоставивший тогда данную информацию, уже после своего увольнения рассказал, что на самом деле их заработком было 8 тенге с литра АИ-92 и дизтоплива. И это, по его словам, было скромным показателем. Так, на транспортировку и налоги у покупателей ГСМ в среднем максимум уходило 3 тенге с литра.
Поэтому с уверенностью можем сказать, что опубликованные нами цены были реальными, тем более указанная нами маржа продавцов бензина и дизтоплива спустя 7 месяцев была подтверждена самим премьер-министром. Таким образом, мы можем предполагать, что на самом деле продавцы ГСМ на АЗС и так получали неплохой заработок, не менее 25 тенге с литра. Не думаем, что при такой «неблагодарной» работе, как говорят реализаторы ГСМ, они бы скупали земли и строили многочисленные сети АЗС во всех регионах РК. Мы уже много раз в своих публикациях предлагали, как решить проблему ценообразования на продукты питания, ГСМ и другие важные продукты потребления в Казахстане. Есть один метод, который используют во всем цивилизованном мире — товарная биржа. Благодаря этому важному институту все общество увидит, насколько алчны и насколько объективны в своих ценах продавцы вышеперечисленных материальных благ, от которых зависит не только экономика и политика в стране, но и главная основа существования нашего государства – стабильность.
В конце этого исследования добавим: если прошлогодний рост цен на ГСМ был обусловлен ростом цены на нефть марки Brent с $104,09 до $114,8 за баррель, то сегодня хотим обрадовать наших читателей и объявить им, что по состоянию на 27 октября 22:55 минут по времени Астаны, когда готовился этот материал, цена на марку этой нефти составила $107,08. Может, наше правительство наконец-то прозреет, увидит вопиющую несправедливость и снизит цену на ГСМ? Цифры и приведенный расклад убеждают пойти на этот шаг…
В свою очередь, репортеры КазТАГ хотели бы узнать мнение на этот счет представителей АРЕМ, Минэкономики, Миннефтегаза, «КазМунайГаза», Агентства по защите конкуренции, а также высокопоставленных чиновников правительства Казахстана, курирующих ценообразование на ГСМ.