Материалы

Пожарная ситуация

Кто выкуривает торговцев с барахолки?

Фото с сайта news.ivest.kzВ южной столице участившиеся с подозрительной частотой пожары на знаменитой «барахолке» заставляют меня вернуться еще раз к этой теме, которую уже поднимал в «Новой» — Казахстан».

Сначала новые факты. По сообщениям СМИ, 17 ноября рано утром на популярных в народе рынках «Жана Кулагер», «Арал» и «Евразия» произошел пожар, который был позже локализован и ликвидирован. Площадь пожара составила ориентировочно 3,8 тыс. кв. м. Жертв и пострадавших, к счастью, нет.

Понятно, что никто не застрахован от пожаров и других природных катаклизмов. Рынки — не исключение.

Не секрет, что данные ЧП рассматриваются исключительно в контексте происходящих вокруг этих рынков «странных» событий: как только власти заявили о том, что продавцы должны освободить свои торговые места, сразу участились... пожары (чуть было не написал «поджоги»).

.

Акимат уже заявил, что уничтоженные огнем базары находились на так называемой «красной линии» – это зона, где категорически запрещено какое-либо строительство. Дескать, именно поэтому рынки восстанавливать никто не будет. А кто терпел эти «красные линии» на протяжении стольких лет?! Не потому ли, что, по данным Всемирного банка, годовой оборот местной барахолки составляет 1 млрд 742 млн долларов? Если такая «черная дыра» на «красной линии» в течение 20 лет существует на глазах у всех институтов власти, включая прокуратуру, финансовую полицию и суды, значит, это кому-то нужно?!
Впрочем, как и сами пожары. Ибо дыма без огня не бывает.
Было много комментариев в сети относительно того, как тушили пожар. Есть свидетельства очевидцев в Интернете, которые говорят о заведомой медлительности пожарных, об их непрофессиональных действиях, которые и привели к таким печальным результатам. Возможно, это информационные происки противников сноса рынков, но, как говорится, «жел болмаса, шөптің басы қимылдамайды» («без ветра трава не шевельнется»).
Масла в огонь подлили еще и власть имущие.
Во-первых, постпожарные комментарии представителей акимата южной столицы оказались не совсем адекватными.
Во-вторых, по-новому и сверхактуально воспринимается заявление акима города, который недавно в Астане сказал о том, что знает имена хозяев этих рынков и при желании может их озвучить.
Думаю, теперь самое время исполнить свое обещание. Ибо до сих пор в обществе циркулируют слухи о том, что территория этих (и других, пока не сгоревших) рынков ой как нужна некоторым, близким к местной власти бизнес-структурам.
В-третьих, казахстанцы до сих пор помнят примеры, когда такой преступный шаг, как поджог, «позволял» определенным заинтересованным силам решить имеющиеся проблемы с приобретением конкретного объекта.
По большому счету, торговцы — простые граждане, не виноваты, что в богатой нефтью стране они, имея дипломы учителей и врачей, оказались за прилавками и торгуют ширпотребом, попутно обогащая своих теневых хозяев барахолки (не думаю, что каждый продавец знает имена этих таинственных людей). К тому же при желании эти вещевые рынки можно привести в божеский вид на законных основаниях и без ажиотажа.
Выход один — нужно начать честный и цивилизованный разговор с каждым из тех, кто стоит у прилавка, объяснить ему причины закрытия рынков и предложить адекватные альтернативные места для ведения бизнеса.
Почему бы властям не провести реструктуризацию этого бизнеса, сегментацию данной территории и не создать на месте «одной большой барахолки» гибкую структуру, куда бы вошли реально существующие и легально действующие субъекты малого и среднего бизнеса?!
Думаю, что такой подход вполне отвечал бы и духу времени, когда власть много говорит о приоритетности развития малого и среднего бизнеса.
Если же будет другой подход, то не исключено, что мы вновь получим очередного монополиста, который, кстати, будет меняться с уходом действующего или приходом нового акима. А там и до новых поджогов (пардон, пожаров) недалеко...