Материалы

Долги — тяжелее нефти

Почему последний привлекательный актив на российском рынке был продан дешевле, чем ожидали акционеры?

Фото ИТАР-ТАССНа российском нефтяном рынке произошло знаковое событие. Казахстанский бизнесмен Игорь Школьник приобрел крупный пакет акций британской Exillon Energy, владеющей углеводородными активами в Западной Сибири и Коми. Это был последний крупный актив, выставленный на свободную продажу. Тем интереснее понять, почему столь ценный и редкий объект был продан по цене, лишь ненамного превышающей его рыночную капитализацию.

Аvoca Trading Limited, бенефициаром которой выступает казахстанский бизнесмен Игорь Школьник, заплатила за 14,9% Exillon Energy около $111 млн. Значит, вся компания была оценена примерно в $700 млн. Это всего на $15 млн меньше, чем стоимость ее бумаг исходя из торгов на Лондонской бирже. Получается, что Школьник купил актив почти без премии к рынку.
Хотя по логике развития событий акционеры могли рассчитывать на большее. Эксперты называют Exillon, наряду с купленной ЛУКОЙЛом весной этого года «Самара-Нафтой», «последними привлекательными активами» на российском нефтяном рынке.

.

Что это за компания? Exillon Energy, которая раньше называлась Caspian Minerals plc, была зарегистрирована в 2009 году на острове Мэн. Ее крупнейшим акционером выступает казахстанский бизнесмен Максат Арип, владеющий 30,2% (пятая часть капитала обращается на бирже, остальной распределен между пятью частными инвесторами, доля каждого из которых не превышает 15%). Основные активы — это Каюмовское и Лумутинское месторождения в Западной Сибири и 10 лицензионных участков в Тимано-Печорском регионе. По данным аудита, доказанные и вероятные запасы нефти составляют 71 млн тонн, добыча по итогам прошлого года — 640 тысяч тонн.
При таких показателях, уверены эксперты «Новой газеты», компания была последним привлекательным активом на российском рынке, а значит, могла стоить $800 млн, то есть на 14% дороже, чем была оценена по результатам сделки со структурами Школьника.
Похоже, такую точку зрения разделяет и совет директоров компании. В прошлом году он отклонил предложение Максата Арипа о выкупе доли остальных акционеров, посчитав, что они могут заработать большую сумму при продаже стороннему инвестору. Среди претендентов называли структуры «Роснефти» и ЛУКОЙЛа.
Но ни один из мейджоров рынка на сделку так и не пошел, в итоге она была закрыта с дисконтом относительно ожиданий акционеров. Почему? Возможно, причиной тому бэкграунд Максата Арипа, который делает и саму Exillon не свободной от юридических рисков.
Известно, что компания Kazakhstan Kagazy (производитель упаковки и бумаги из переработанного сырья, а также логистический оператор) обратилась в Высокий суд Лондона с иском на 100 млн фунтов, которые намерена взыскать с бывших владельцев и менеджеров. Уже выдан международный ордер на замораживание их активов. В ордере фигурирует и г-н Арип. Представители Kazakhstan Kagazy утверждают, что в марте 2013 года обнаружили в резервном компьютере компании базу данных, в которой отражен вывод $150 млн на счета юридических лиц, не входящих в группу. Характерно, что эти деньги ушли из Kazakhstan Kagazy накануне ее продажи, а вскоре, по совпадению, была создана Caspian Minerals plc — предшественница Exillon.
Есть претензии к Максату Арипу и со стороны казахстанского «Альянс банка». Представители банка утверждают, что еще в 2005 году структуры Арипа получили кредит в размере $300 млн, который был обеспечен активами в Тимано-Печорском регионе и Западной Сибири. Это те самые месторождения и лицензионные участки, которые были внесены в капитал Exillon накануне размещения ее бумаг на Лондонской бирже. Вот только кредит так и не был возвращен. «Альянс банк» готов приложить максимум усилий для того, чтобы исправить эту ситуацию. Разумеется, не исключено, что, если Максат Арип так и не вернет долг, претензии банка могут быть обращены на любые его активы, в том числе входящие в капитал Exillon.
Поэтому-то и не стоит удивляться, что бумаги компании были проданы дешевле, чем ожидали акционеры, и что круг претендентов на них сократился до одной только Avoca Trading Limited. Привлекательная с экономической точки зрения, Exillon сулит акционерам, в том числе и новым, неприятную перспективу участия в судебных разбирательствах, в том числе на территории Великобритании.