Материалы

Минус 20. Дальше больше?..

Девальвация тенге, от которой правительство и Нацбанк все эти годы дружно и громогласно открещивались, состоялась! Народ в шоке!

Как официально заявлено, Национальный банк РК принял решение отказаться с 11 февраля 2014 года от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне, снизить объемы валютных инвестиций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге.  Дабы сохранить лицо, приведены и причины такого шага. По мнению Нацбанка, «экономика Казахстана тесно интегрирована в глобальную экономику, и Национальный банк не может не учитывать ситуацию на мировых финансовых и товарных рынках.


Во-первых, это ситуация в ведущих развивающихся странах, в частности, в странах БРИКС. В результате сокращения количественного смягчения в США идет переток капитала из развивающихся стран в развитые, что привело к росту давления на валюты этих стран.

Во-вторых, сохраняется неопределенность относительно обменного курса российского рубля.

В-третьих, это состояние платежного баланса РК. Несмотря на то, что счет текущих операций остается положительным, наблюдается рост импорта, главным образом за счет импорта потребительских товаров.

В-четвертых, это высокие девальвационные ожидания в экономике Казахстана и усиление в связи с этим спекулятивных операций».

Но как же в этом случае быть с провластной апологетикой, которая денно и нощно твердит, что казахстанская экономика – впереди планеты всей, мы настолько «круты», что можем позволить себе проведение самых дорогостоящих выставок и иных международных форумов. У нас миллиарды тенге неосвоенных бюджетных средств и достаточно упакованный Национальный фонд (правда, не в тенге). С какого рожна тогда девальвация?

Значит, налицо серьезный кризис. Почему тогда официально не признать этот факт?

Примечательно, что люди, ответственные за состояние финансов государства, узнали о девальвации... постфактум.

Цитирую: «У нас сегодня утром было заседание правительства, по выходу с него, когда закончились торги, мы получили соответствующее сообщение через интернет, в котором было оговорено, по чем и какой курс сложился по итогам торгов», — сказал на брифинге в СЦК министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. 

Как вам сие признание? Значит, у нас есть другое, теневое и более влиятельное правительство, которое может принимать такие кардинальные решения?

После вброса в общество идеи о возможном переименовании государства (на который все повелись) можно сказать, что идеологический аспект ограбления простых казахстанцев на 20% заключается в том, что теперь-то гражданам на самом деле наплевать, как будет называться страна, которая не может обеспечить сохранность их небольших сбережений в национальной валюте. Ибо национальная валюта – составляющая национальной гордости любого народа!

В этой ситуации вспоминаю слова одного близкого человека, который многие годы проработал в полиции. Он говорил, что у карманников есть метод: перед тем как в автобусе запустить руки в карман своей жертвы, ее надо подтолкнуть. Тогда человек должен ухватиться за поручень — и его карман будет доступен. Не стала ли идея о переименовании страны таким способом отвлечения внимания граждан?

Многие эксперты связывают девальвацию с событиями в соседней России. Как говорится, Таможенный союза дает свои плоды... И кто мне теперь докажет, что сторонников евразийской интеграции среди обедневших в мгновение ока казахстанцев станет больше? 

Никак не увязывается девальвация и с недавним Посланием президента, где он поручил Национальному банку и правительству до 1 мая 2014 года «проработать комплекс мер по снижению инфляции до 3-4 процентов в среднесрочной перспективе».

И тут невольно возникает предположение, что кто-то хочет подготовить себе финансовую почву перед уходом действующего президента...

Бурное обсуждение в социальных сетях факта девальвации дало и свои творческие плоды.

Вот какой диалог у меня состоялся с Айдосом Сарымом. Он написал в «Фейсбуке»: «Кто теперь после такого курса скажет, что курс президента поддерживают 97 процентов населения?».

Я ответил: «Айдос, только те, у кого в руках эти самые 97 процентов... денег страны. Подозреваю, что не в тенге...».

Мне кажется, власти в эти дни важно понять, что каждый гражданин Казахстана смотрит на нее и состояние национальной валюты исключительно через призму... своего кошелька, где в основном есть тенге.

По большому счету, в любой цивилизованной стране после такого невиданного обвала национальной валюты должны произойти, как минимум, два события. 

Первое — отставка Кабинета министров и главы Нацбанка.

Второе — объединение всех оппозиционных сил. Предлагаю всем партиям и другим общественным организациям, именующим себя оппозицией, провести митинг против обнищания граждан. Готов принять в нем самое активное участие.

Но пока, увы, население ведет себя как-то очень пассивно даже в отношении такого беспардонного, откровенно циничного и хамского ограбления. В этой ситуации вспомнил анекдот из советского прошлого.

На заводе прошла волна реформ. Рабочим объявляют:

— С завтрашнего дня вам будет уменьшена зарплата.

Аплодисменты.

— Будет увеличен рабочий день.

Аплодисменты.

— Завтра вас будут вешать.

Голос из толпы:

— А веревку с собой приносить или профком обеспечит?

P.S. Дописывая колонку, прочитал сообщение Нацбанка: «Чтобы не допустить дестабилизации финансового рынка и экономики в целом, Национальным банком будет установлен коридор колебаний курса тенге по отношению к доллару США от нового уровня 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Но долгосрочный тренд обменного курса тенге будет формироваться под влиянием макроэкономических предпосылок».

Официально прошу Акорду провести расследование, кто в эти дни раскупил доллары и евро!

Кстати, последняя фраза о «влиянии макроэкономических предпосылок» меня что-то сильно беспокоит. Ибо, насколько я понял из всего происходящего, внятной, прогнозируемой и адекватной макроэкономической политики ни у нашего правительства, ни у Нацбанка как не было, так и нет!

от редакции

Тенге на скользком глобусе-2

Ну вот, не успели мы в прошлом номере «Новой» — Казахстан» за 6 февраля (статья Петра Своика «Тенге на скользком глобусе») сказать, что «на ближайшее будущее нас ждет, по всей видимости, «сползание» тенге к 165 — 170 за доллар — хотя бы с целью подравняться под рубль. Это как бы база, к которой Нацбанк будет стараться опускаться плавно, чтобы не подрывать и без того низкое доверие к тенге», как через четыре дня Национальный банк лихо нас обскакал, подкинув курс сразу до 185 тенге за доллар.

Выходит, ситуация с «проседающим» внешним платежным балансом Казахстана даже хуже, чем мы это описывали. Либо хуже, чем нам кажется, обстоят дела с нервами у руководства страны, принимающего подобные «неожиданные» решения. Впрочем, неожиданная для экономики и населения скачкообразная девальвация кем-то заранее готовилась и кто-то о ней знал. А знание такого рода — дорогого стоит.

Одним словом, с общим описанием и мировой, и казахстанской кризисной ситуации мы не ошиблись. А поскольку системный кризис еще только развивается, тему эту мы обязательно продолжим в ближайших номерах.