Материалы

Высокое давление

9 октября председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев обратился в комитет против пыток Организации Объединенных Наций.


Причиной обращения стало состояние его здоровья и упорное игнорирование медицинских заключений со стороны судебной системы.
Состояние здоровья Сейтказы Матаева продолжает вызывать опасения. При диагнозе «Артериальная гипертония III степени, риск - IV, гипертонический криз» давление у него продолжает оставаться высоким. Более того, ему необходима хирургическая операция. В настоящее время Сейтказы Матаев находится в медсанчасти учреждения ЛА 155/14.

«Мое обращение к членам Комитета против пыток Организации Объединенных Наций вызвано тем, что ООН провозгласила приоритетом соблюдение прав человека и его здоровья, особенно в местах заключения. Казахстан как член Организации Объединенных Наций подписал и ратифицировал Всеобщую декларацию о правах человека, Конвенцию против пыток, другие международные пакты и договора и взял обязательство неукоснительно соблюдать Всеобщую декларацию о правах человека и Конвенцию против пыток с целью исключить рецидивы на территории каждой страны, которая является полноправным членом ООН», — пишет С.Матаев в своем обращении.
При этом он указывает конкретные факты нарушения своих прав на здоровье и жизнь.
«Я нахожусь под арестом с 22 февраля 2016 года. С этого времени нахожусь в предынсультном состоянии, мой диагноз подтвержден городским кардиологическим центром города Алматы, куда я был экстренно госпитализирован в феврале и апреле 2016 года. Также есть медицинское заключение экспертов Центра судебной медицины министерства юстиции Казахстана (№71 от 6 мая 2016 года), Национального центра онкологии и трансплантологии министерства здравоохранения Казахстана (№4419 от 23 августа 2016 года), центральной железнодорожной больницы АО «Железнодорожная больница медицины катастроф» (№8152 от 12 сентября 2016 года). Диагноз моей болезни подтвержден врачами-экспертами высшей квалификационной категории: «Артериальная гипертония III степени, риск — IV, гипертонический криз», — указывает он.
В настоящее время С.Матаев находится на стационарном лечении в медсанчасти учреждения ЛА 155/14. Его высокое артериальное давление (200 на 100) могут подтвердить выписки из медицинской карты с 18 января 2017 года, а также лечащий врач — терапевт К. Нурахунова. На судебных заседаниях по ходатайству С.Матаева о замене меры наказания от 19 июля 2017 года судья Капшагайского городского суда Ж. Жанболатов не обратил никакого внимания на состояние здоровья журналиста и на необходимость проведения операций на почках и головном мозге, открыто проигнорировал судебно-медицинскую экспертизу и другие документы.
Более того, судья отказал в приглашении на судебное заседание лечащего врача, мотивируя тем, что состояние здоровья С.Матаева не является предметом обсуждения ходатайства о замене меры наказания. Заключение врачей-экспертов проигнорировал и судья апелляционной инстанционной коллегии Алма-Атинского областного суда Жантасов, хотя адвокаты пытались привлечь его внимание к этой проблеме на судебном заседании 19 сентября 2017 года.
Все это иначе как пытками назвать нельзя.
«Мое 20-месячное содержание под стражей (с 22 февраля 2016 года по настоящее время) является нарушением прав человека и настоящей пыткой. Несмотря на диагноз и медицинское заключение врачей-экспертов я не могу получить квалифицированную медицинскую помощь в проведении операции и восстановлении здоровья, подорванного содержанием под арестом и длительным заключением в учреждениях уголовно-исполнительной системы», — утверждает С.Матаев.
В свою очередь адвокат Мадина Бакиева считает, что «Уголовный закон позволяет Сейтказы Матаеву условно-досрочно завершить отбытие наказания. Все необходимые для этого сроки им отбыты. Но, несмотря на все это, суды делают упор на возмещение якобы причиненного ущерба, и открыто говорят, что для того, чтобы выйти на свободу, он должен полностью возместить огромную сумму – Т500 млн, хотя уголовный закон предусматривает и другие основания для замены наказания помимо возмещения ущерба». А другой адвокат Матаевых Андрей Петров отметил, что суды, требуя возместить ущерб, сами же и лишают Матаевых возможности это сделать: «Получается замкнутый круг: суды требуют возмещения ущерба, а все имущество Сейтказы и Асета Матаевых, которое было приобретено за 10 и более лет до инкриминируемого периода, арестовано. Сейчас все в руках судебных исполнителей. Мы пытаемся объяснить суду, что есть и другие основания для изменения наказания, и даже администрация исправительного учреждения ходатайствовала об этом, но суд эти моменты не интересуют».
А.Петров уверен,что на суды оказывается давление извне. Такое же мнение сложилось и у М. Бакиевой: «Некоторые судьи открыто нам говорят о том, что они не могут принять законное решение. Недостаточно было лишить Матаевых свободы и имущества. Кому-то нужно, чтобы они находились в местах лишения свободы», — подчеркнула она.
Кроме того, М. Бакиева сообщила, что даже в местах лишения свободы на Сейтказы Матаева не только продолжают оказывать давление, но и просят его содействия при взаимодействии со СМИ.