Материалы
«Что угодно императору, то имеет силу закона»
- Подробности
- 5113
- 14.04.2011
- Аркадий ДУБНОВ, обозреватель «Московских новостей», специально для «Новой» — Казахстан»
Почему бы елбасы не предложить Казахстану и себе понаблюдать аж за целым тандемом преемников?
На днях ко мне пришли исследователи из одной российской экспертной структуры. Попросили поделиться своими оценками по поводу нынешних казахстанских реалий. Ребята показались знающими. Когда зашел разговор о новых назначениях в правительстве Казахстана, они поинтересовались, что я думаю о старом новом премьере Кариме Масимове. Ответил, что не так важно, что думаю я, важно, что думает президент Назарбаев, назначая его вновь главой правительства.
.— И все же?
— Очевидно, — сказал я, — что елбасы ему доверяет. Как профессионалу, но главное, как политику, демонстрирующему в высшей степени деликатное отношение к выражению своих амбиций. И как бы говорит всем: видите, как я был прав, приводя именно его на правительство в 2007-м, так что верьте мне, я редко ошибаюсь.
— А в России как к нему относятся?
— Позитивно. Доверяют. Причем уже давно. Когда еще в советниках у президента был. Знаю лично от людей «за зубцами» (так в Москве называют кремлевскую стену). Иначе не употреблял бы Путин такие слова, поздравляя Масимова с переназначением: «По-человечески приятно с вами вместе работать…».
— А может он стать преемником Назарбаева?
— Не уверен, тут могут быть небольшие проблемы, как говаривали в советские времена, с «пятым пунктом», но уже применительно к Казахстану. Могут не понять «настоящие казахи»…
— А мы видели, по кабинетам в Москве уже ходит на него что-то типа «объективки»: мама — казашка, папа — казах…
Тут уже пришла моя очередь удивляться:
— Вот как? Значит, есть указание проработать эту идею, лично мне она кажется интересной. Остается всего «ерунда» — добиться того, чтобы казахские кланы и группировки готовы были, если возникнет со временем нужда, ему «присягнуть».
Потом собеседники развернули тему на Тимура Кулибаева и его назначение главой «Самрук-Казына», мол, что это может означать?
— Думаю, абсолютную, я бы сказал, «монаршью» волю, которую демонстрирует елбасы после выборов. Как было в Византии и записано в знаменитом Кодексе Юстиниана, «что угодно императору, то имеет силу закона».
— Почему так, вам назначение кажется сомнительным?
— Не в этом дело. Речь идет о другом: Назарбаев, увенчанный итогами выборов в размере «90-95,5», мне кажется, как бы внутренне лишний раз утвердился в своем праве делать то, что считает нужным для себя и страны. Не обращая внимания на разговоры о «городе и мире», где не перестают судачить о скандалах, связанных с именем его среднего зятя.
— Говорят, что Назарбаев видит и его в качестве наследника. Такое может быть?
— Не знаю. Почему-то думаю, что елбасы даже и сам сейчас не ответит себе на этот вопрос определенно. А вдруг он сядет этак в сторонке и будет теперь наблюдать за тем, как будут в параллель между собой работать Масимов и Кулибаев? Ведь если судить по официальным данным, госактивы, находящиеся под управлением среднего зятя в «Самруке», составляют почти 80 миллиардов долларов. Чем это не второе правительство?
Дисбаланса теперь, как утверждают, между правительством и «Самруком» быть не должно, отношения между их начальниками вроде бы ровные, а некоторые говорят, что так и вообще – идеальные. С другой стороны, фонд становится еще более влиятельной структурой, чем раньше. Считается, что у Кулибаева к тестю есть прямой доступ. Во всяком случае, так уверяют знающие люди, рассказывающие про то, как Кулибаев, начиненный разными умными идеями, составляет аналитические записки и посылает их прямо на имя «папы».
Любопытно при этом, что те же знающие его близко люди утверждают, что, несмотря на приписываемые Кулибаеву большие политические амбиции, он сознательно избегал активного вмешательства в большую политику, ограничив свою общественную деятельность, войдя в руководство Союза «Атамекен».
Уже после, поговорив с экспертами, я обнаружил сообщение о том, как «отбрил» Кулибаев президентского советника Ертысбаева за его идею о преобразовании этого Союза в политическую партию предпринимателей, мол, нет нужды, «у национальной экономической палаты свои задачи»…
Кто знает, может, и вправду Назарбаев вынашивает про себя идею отойти со временем чуть в сторону и, воспользовавшись своими неотбираемыми никем — ни народом, ни парламентом (пока) — пожизненными полномочиями национального лидера, превратиться в казахстанского Ли Куан Ю или в Дэн Сяопина и присматривать за тандемом преемников.
Почему нет? А там как фишка ляжет.