Материалы

Защитники просят защиты

Почему казахстанские правоприменители не обеспечивают суверенитет Казахстана?

Петр САРУХАНОВ — «Новая»Казахстанские адвокаты считают, что наше государство обязано защищать права своих граждан, а не нарушать их. Казалось бы, это аксиома. Но у нас, к сожалению, есть пример противостояния правоохранительных органов России и Казахстана с казахстанскими юристами по так называемому «делу Ходорковского», которое было открыто еще десять лет назад. В рамках этого дела прокуратура и финансовые полицейские, исполняя международное поручение российского Следственного комитета, произвели незаконные обыски и выемки по банковским счетам у известного казахстанского юриста Игоря Новикова и у его адвоката, члена Алма-Атинской городской коллегии адвокатов Александра Розенцвайга. «Новая» — Казахстан» писала об этом (№22 от 06.06.2013, №34 от 29.08.2013). При этом за многочисленные грубейшие, на грани уголовной ответственности, нарушения закона и международных обязательств Казахстана финполовцы и прокуратура отделались пока лишь легким испугом – частным определением суда о «недобросовестном» отношении к своим обязанностям, заявил на пресс-конференции 15 октября председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.

.

В жилище и офисе Игоря Новикова силами следователей Следственного комитета РФ был произведен обыск, а также выемка банковской и иной документации, личных вещей. Обыск фактически провели следователи из России в рамках расследуемого ими «дела Ходорковского». А казахстанские финансовые полицейские при этом лишь присутствовали, хотя по закону положено ровно наоборот. Среди изъятого и вывезенного в Москву – все компьютеры с базой данных по его частным клиентам, монография «Теория доказательств, т. 3», которую он писал со своим отцом, профессором А.И. Новиковым, две монографии по казахстанскому морскому праву, в котором И. Новиков у нас — уникальный специалист. Надо ли объяснять, что после подобной акции работа Новикова как юриста уже полгода как остановлена.
На протяжении нескольких дней жена Игоря Новикова – Елена, доктор юридических наук, активнейший участник и координатор реформы казахстанского законодательства 1993 — 1997 гг., подверглась допросу теми же российскими следователями, что нашим законодательством также категорически не допускается.
Но этим дело не ограничилось. Финансовыми полицейскими произведена противозаконная выемка всех банковских документов у их адвоката Александра Розенцвайга, которого к тому же безо всяких к тому законных оснований не допустили к защите Игоря Новикова, но не смогли устранить его от помощи Новиковой Елене.
— В любом другом уважающем себя государстве подобные действия представителей иностранных спецслужб были бы пресечены на корню, так как они идут вразрез и с международными обязательствами, и с национальным законодательством страны, и без преувеличения, нарушают суверенитет Казахстана, — заявляет председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.
— Российские следственные органы обвинили супругов Новиковых, экспертов в области права, в том, что они, ни много ни мало, создавали иллюзию необходимости гуманизации российского уголовного права в интересах М. Ходорковского и лоббировали принятие этих изменений. Такой вот криминал… Иначе как абсолютным юридическим нонсенсом и параноидальной чушью такое обвинение назвать нельзя. Но эта тема, хоть она и непосредственно связана с предметом нынешней пресс-конференции – для отдельного разговора.
Сегодня я хочу заявить общественности, что в отношении меня, профессионального защитника, представляющего интересы своих доверителей, экспертов Новиковых, предпринята попытка жесткого непроцессуального давления. Сделано это с подачи российских силовых структур руками казахстанской финансовой полиции, процессуальным оппонентом которой я неоднократно выступал. Прискорбно, но казахстанские суды, куда я обращался с жалобами (четыре дела рассмотрены судом первой инстанции и три – апелляционной), без всяких на то законных оснований выносят по ним решения, комментировать которые просто стыдно, — заявил на специально созванной пресс-конференции адвокат Александр Розенцвайг. — Я делаю своё заявление совершенно ответственно. Я в юридической профессии уже 37 лет, из них 26 — адвокат. Если я лгу, то мне не место в адвокатуре, но если я прав (все доказательства моей правоты были мной предъявлены судам, полностью их проигнорировавшим), то такое беззаконие должно получить самую строгую официальную оценку.
Адвокат Александр Розенцвайг, в частности, заявляет, что финансовая полиция произвела незаконную выемку его банковских документов. При этом «под раздачу» попали абсолютно все операции по его счету, причем с самого начала его открытия и по сегодняшний день. При этом отечественные прокуратура и финпол, торопясь исполнить поручение российских коллег, проявили столь неумеренную прыть, что забыли сопоставить свои решения и действия с законом.
Выемка документов по банковским операциям у адвоката со ссылкой на дело его доверителя — грубейшее нарушение законодательства, и любые поручения, противоречащие ему, не подлежат исполнению в любой цивилизованной стране. При этом нарушены не только права адвоката, но и права его доверителей, тех, кому он помогал, кто абсолютно не связан с этой историей. Нарушена адвокатская тайна, утверждает председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.
В своих четырех жалобах в районный суд и стольких же частных жалобах в суд апелляционный адвокат Розенцвайг «по полочкам» раскладывает факты и показывает необоснованность действий прокуратуры и финансовой полиции:
— Больше всего возмущает, что казахстанским финполом исполнено постановление об обыске в квартире Игоря Новикова, гражданина Казахстана – суверенного, заметьте, государства, санкционированное Басманным районным судом города Москвы! И выемка по моим, иностранного адвоката, счетам также произведена на основании «Басманного постановления». При этом мой банк, надо отдать должное его юристам, первоначально отказал в выдаче документов. Тогда родился юридический нонсенс — абсолютно не известное нашей юриспруденции «пересанкционированное» казахстанским прокурором постановление финпола о производстве выемки-обыска, которое вынесено, как утверждает казахстанская прокуратура, во исполнение обязательств Казахстана в рамках Минской Конвенции, но прямо ей противоречащее. Казахстанские правоприменители, вместо того чтобы защитить граждан своей страны или хотя бы задуматься о соответствии международным нормам и правомерности запросов безусловно дружественного, но другого государства, ринулись исполнять очевидно сомнительное решение иностранного суда!
Медеуский районный суд Алма-Аты, отказав в удовлетворении очередной, четвёртой по счёту жалобы Розенцвайга, тем не менее 11 сентября сего года постановил: «Довести до сведения начальника ДБЭКП по г.  Алматы и прокурора г.  Алматы о недобросовестном отношении сотрудников финансовой полиции к исполнению международного следственного поручения ГСУ СК Российской Федерации, ненадлежащего оформления процессуальных документов, об отсутствии надлежащего прокурорского надзора со стороны прокуратуры г. Алматы». Словом, неправомерность действий сотрудников финансовой полиции и прокуратуры была признана.
— Вчера в суде Медеуского района г. Алма-Аты рассматривалась наша четвертая жалоба. Как и ожидалось, тот же самый судья, который рассматривал предыдущие три, с участием того же самого прокурора откзал в ее удовлетворении. При этом осталось в силе частное постановление Медеуского районного суда, в котором признаны имевшим место нарушения закона, о которых мы говорили. Мы лишены возможности подавать жалобу в кассационном порядке и в надзорном порядке. Что в данной ситуации остается мне? Только обратиться в ООН. И я не понимаю, кому от этого будет больше пользы и вреда, потому что это еще одна дискредитация нашего государства, гражданином которого я являюсь, и об имидже которого я забочусь, — добавил А. Розенцвайг.
— В Казахстане продолжают иметь место факты незаконного прослушивания и записи телефонных переговоров адвокатов с доверителями, слежка и обыски в офисах наших коллег. Все это происходит при полном попустительстве органов, уполномоченных законом осуществлять надзор за соблюдением законности. Более того, как показывает случай с Александром Розенцвайгом и его доверителями, наши правоприменители не просто сами нарушают законы, а делают это вместе с коллегами иностранного государства.
Адвокатское сообщество требует, чтобы казахстанские правоохранительные органы прекратили нарушать права профессиональных защитников и тех граждан, которые обращаются к ним за юридической помощью, чтобы они занимались исполнением своих прямых обязанностей – охраной наших прав, а не нарушали их. Адвокатское сообщество настаивает, чтобы изложенным фактам была дана принципиальная оценка.
Иначе о каком государственном суверенитете нашей страны может идти речь? — резюмирует Ануар Тугел.