Материалы

Колокол Жанаозена

Он до сих пор звонит по каждому из нас

Через 4 дня будет два года, как в Жанаозене и Шетпе произошла национальная трагедия в новейшей истории независимого Казахстана: средь бела дня были расстреляны мирные жители нефтяного региона!
Мне кажется, что все мы – и власть, и оппозиция — не учли и не усвоили уроки этих страшных событий.
Колокол Жанаозена звонит до сих пор. Не дана политическая оценка произошедшему. Не понесли наказания люди в Акорде, которые принимали решение о расстреле мирных и безоружных граждан. Постарались все свалить на нефтяников и «вездесущего злого гения» Аблязова. До сих пор не уточнено окончательное число погибших: в цифру 16 (кстати, равную количеству мест в местном морге) никто в стране и за ее пределами не верит.
Власть досконально не изучила истинные причины произошедшего. Почему сугубо социальные вопросы не были решены мирным и цивилизованным путем? Я вместе с коллегами был у нефтяников за три месяца до трагедии, и тогда забрезжила возможность не доводить ситуацию до крови. Нефтяники показали свою договороспособность, избрали своих представителей для переговоров. И переговоры начались, но были сорваны! Почему? Кто виноват в этом?
Почему нефтяная отрасль страны оказалась вне контроля местных органов власти?

.

Жанаозен уже стал именем нарицательным и из разряда «локального события где-то на окраине страны» перешел в категорию общенациональной трагедии, стал символом аморальности и преступного поведения власти?! Понимает ли она, что игнорируя фактор Жанаозена, в один прекрасный день общество может точно так же проигнорировать ее саму.
А в народе до сих пор ходят различные слухи о тех, кто реально спровоцировал ситуацию в те холодные дни 2011 года, и о точном числе погибших.
Не потому ли в обществе все чаще и чаще звучат требования о необходимости тщательного международного расследования в полном соответствии с мировой практикой и о признании этих событий преступлением против человечности.
Есть и другой, календарный, аспект: что должны будут делать добропорядочные граждане 16 декабря — праздновать День независимости или же поминать погибших в этот день два года тому назад?
Повторю ранее озвученное предложение: дни 16 и 17 декабря (когда в 1986 году молодежь вышла на площадь имени Брежнева) должны стать Днями памяти, а День независимости нужно праздновать 25 октября (был у нас такой праздник). Тем самым мы не дадим повода для возможных разночтений и провокаций.
Колокол Жанаозена звонит и по нас. Как мы все допустили такое?!
Очень удобно все сваливать на «антинародный режим». Но события 16 декабря 2011 года произошли в том числе и потому, что власть знала наверняка (и сейчас знает!), что даже такое ужасное преступление, как расстрел мирных граждан, не вызовет мощнейшей волны протеста! Миллионы не выйдут на площади. Так и случилось.
В знак протеста против действий власти в Жанаозене мы инициировали митинги в центре южной столицы, у памятника Абаю. Пришло всего около трех тысяч человек из почти двухмиллионного мегаполиса! Страх? Равнодушие?
Власть много говорит о единстве народа. Мне кажется, что пока житель Костаная или Семея не поймет, что в далеком Жанаозене под пули попали не чужие ему, а кровно родные люди, никакого единства не будет! В корне слова «народ» есть слово «род»: все мы одного рода и племени! Без этого ощущения любая нация обречена!
Каждый должен понять: если мы не дадим объективную оценку жанаозенским событиям и не накажем истинных виновников, не будет никакой гарантии, что завтра в любое время и в любом месте Жанаозен не повторится!

Посмотрите, в стране то тут, то там возникают локальные конфликты. Растет социальное напряжение в различных слоях общества. И у меня нет уверенности в том, что оружие против мирных граждан снова не будет пущено в ход.